Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
Глава 2. Причины возникновения
флювиального рельефа
Движущаяся вода обладает известным запасом
энергии пропорциональным массе текущей воды и
скорости течения. Скорость же, в свою очередь,
зависит частично от массы, но также и от уклона и
формы ложа, по которому вода струится. Энергия
тратится на преодоление трения, но она же
позволяет реке производить размыв горных пород и
переносить различные материалы в растворе, во
взвешенном состоянии и волочением по дну. Когда
запас энергии иссякает, река отлагает
переносимый материал.
Работа рек на земле равна весу стекающей воды,
умноженному на высоту падения до уровня стока.
Раз способность рек производить работу
определяется массой воды и скоростью течения, то
все, влияющее на водоносность и быстроту потока,
влияет и на продуктивность его работы. [2]
2.1 Транспортная деятельность реки.
Как уже отмечалось, транспортная деятельность
реки заключается в переносе различных веществ в
растворенном виде, во взвешенном состоянии и
путем перекатывания и волочения по дну. Таким
образом, река является перераспределителем
материи в географической оболочке: из одних мест
она эту материю удаляет, в других местах
накапливает. И так как река течет от более
высоких мест к более низким, то изъятие вещества
касается главным образом первых, а накопление —
вторых. В конечном счете, если этот процесс
развивается прогрессивно и без помех, он
приводит к нивелировке земной поверхности, к
постепенному исчезновению всяких
возвышенностей, приближая рельеф географической
оболочки к равнинному типу, как некоторому
пределу.
В связи с турбулентным характером течения реки,
скорость в каждой точке потока постоянно
меняется по направлению. В тех случаях, когда это
направление получает равнодействующую,
направленную вверх и достаточно значительную по
величине, минеральные частицы, несмотря на то,
что они тяжелее воды, могут находиться в потоке
во взвешенном состоянии. Во взвешенном состоянии
переносятся реками только очень мелкие частицы и
коллоиды, хотя перенос и упрощается тем, что по
закону Архимеда любое тело в воде легче, чем в
воздухе. По данным Пенка, в одном кубическом
метре воды Инд содержит 2500 г взвешенных частиц,
Ганг —1982, Аму-Дарья — 1593, Сыр-Дарья — 850,
Миссисипи — 629, Дунай — 125 и т. п.
Другой вид механического переноса вещества
рекою (помимо переноса во взвешенном состоянии)
есть перенос волочением. Эффективность его
зависит от скорости потока, от наклона дна (сила
тяжести помогает частицам скатываться вниз по
уклону), от формы зерен, представляющей большее
или меньшее сопротивление напору воды, от
величины зерен (их массы) и от характера дна
потока, ибо скольжение и перекатывание по
неровному дну происходят иначе, чем по ровному, а
по песчаному — не так, как по галечному. [2]
Для передвижения по дну ила и глины необходима
скорость 0,075 м/сек, для перемещения мелкого песка
— 0,15 м/сек, камешков разного диаметра (например,
от 100 до 200 мм) — 1,2-1,7 м/сек, глыбы весом до 1,5 т — 4,4
м/сек и т. п. Вообще же соотношение между массой
перемещаемой по дну частицы и скоростью течения
выражается законом Эри, гласящим, что масса
отдельных твердых тел (М), передвигаемых
волочением в водной среде, прямо пропорциональна
шестой степени скорости течения (V): где k —
некоторый постоянный множитель. Это значит, что
если, например, скорость потока увеличится вдвое,
то крупность передвигаемой им по дну гальки
увеличится в 64 раза. Зависимость же между
скоростью течения и общей массой всего
перемещаемого по дну материала математически
еще не установлена; эта масса, разумеется, с
увеличением скорости течения тоже очень быстро
возрастает. [5]
Обычно, материал по дну движется путем
перекатывания отдельных песчинок и галек, но в
половодье приходит в движение весь слой рыхлых
донных наносов, причем верхние его части
движутся быстрее нижних; при большой мощности
наносов нижние части слоя могут вообще остаться
недвижимыми.
За один год реки земного шара механически (т. е.
кроме растворенных веществ) переносят не менее 16
биллионов т различного материала. Терек у
Амираджи-юрта проносит в год 34 млн. т твердых
частиц. Темза выбрасывает в море около 2 млн. т,
Нил — 54 млн., Дунай— 108 млн., Иравади — около 300
млн., Миссисипи — 380 млн. т и т. п.
Транспорт волочением — одна из очень важных
форм транспортной деятельности реки, так как с
этой формой тесно связана и производимая рекою
работа разрушения. [2]