Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
В соответствии с действующим
законодательством основными задачами
экологического контроля являются :
- наблюдение за состоянием окружающей
природной среды и ее изменением под влиянием
хозяйственной и иной деятельности;
- проверка выполнения планов и
мероприятий по охране природы, рациональному
использованию природных ресурсов, оздоровлению
окружающей природной среды, соблюдение
требований природоохранительного
законодательства, а так же принятие необходимых
мер по и обеспечению.
Таким образом, экологический контроль состоит
из двух тесно связанных этапов.
Первый – сбор и обработка необходимых
исходных данных. В законе отмечается, что
негативные изменения могут быть названы не
только хозяйственной деятельностью.
Нерациональное использование природных
ландшафтов для организации отдыха и
санаторно-курортного лечения может нанести
серьезный ущерб окружающей природной среде.
Казалось бы, сами природопользователи в этом
случае должны, в первую очередь проявлять заботу
о сохранении декоративных качеств зеленых
насаждений, чистоте водоемов. Однако имеется
много примеров, когда основные средства
вкладываются в строительство капитальных
сооружений. Экономия средств на формирование
ландшафта, устойчивого к рекреационным
нагрузкам, приводит к тому, что утрачивается
главное условие полноценного загородного отдыха
– качество природной среды.
Цель второго этапа – осуществление
мероприятий по предупреждению и устранению
экологических правонарушений на основе
информации, полученной в процессе наблюдений.
Для решения задач второго этапа сложились
определенные формы и методы экологического
контроля. Формы две – предупредительная и
карательная. Соответственно применяются
различные методы осуществления контроля.
Предупредительная форма экологического
контроля включает в себя разработку и введение, и
действие нормативов качества окружающей
природной среды и рационального использования
природных ресурсов. Карательная форма
экологического контроля применяется в тех
случаях, когда последствия правонарушения не
позволяют ограничиться только предупреждением.
Она выражается в различных видах юридической
ответственности.
Государственный экологический контроль
Законом установлен круг полномочий
должностных лиц и органов государственного
экологического контроля. К ним относиться право :
- посещать предприятия, учреждения и
организации не зависимо от форм собственности и
подчинения, и знакомиться с документами,
необходимыми для исполнения служебных
обязанностей;
- проверять работу очистных сооружений
и установок, а так же установленных
природоохранных требований и нормативов;
- устанавливать нормативы и давать
разрешения на сборы и выбросы вредных веществ;
- назначать государственную
экологическую экспертизу;
- требовать устранения выявленных
недостатков, привлекать виновных лиц к
административной ответственности, направлять
материалы л привлечении их к административной,
дисциплинарной или уголовной ответственности,
предъявлять иски в суд или арбитражный суд о
возмещении вреда, причиненного окружающей среде
и здоровью граждан;
- принимать решения об ограничении,
приостановлении, прекращении функционирования
любых предприятий и объектов, а так же видов
деятельности, в случае нарушения экологических
требований.
Для решения круга задач, установленных
действующим законодательством в рамках
экологического контроля, потребовалось
объединение условий ряда государственных
органов на разных уровнях представительной и
исполнительной власти, а так же органов местного
самоуправления. В зависимости от места и
назначения этих органов в системе
государственного управления их функции в части
осуществления экологического контроля могут
быть либо общей компетенцией, либо
специализированного, отраслевого характера.
Обще – экологический контроль относиться
к компетенции высших звеньев государственной
системы управления, которые наряду с другими
функциями, осуществляют функции
государственного управления и контроля в
области охраны окружающей среды и рационального
использования природных ресурсов. На
федеральном уровне – это контрольное управление
в администрации Президент РФ и Правительство РФ,
на региональном уровне – соответствующие органы
представительной и исполнительной власти
субъектов РФ.
Действующим законодательством федеральным
органом власти предоставлено право не только, осуществлять
государственный контроль за рациональным
использованием и охраной природных ресурсов, но
и устанавливать порядок его проведения. К
компетенции субъектов РФ отнесено осуществление
государственного экологического контроля. Такие
правовые положения предусмотрены Основами
Лесного законодательства РФ, Законом РФ « О
недрах » и др. В водном кодексе РФ эти
положения более детализированы, хотя
основополагающие принципы распределения
функций остались без изменения. Полномочия
федеральных органов представительной власти
ограничены установлением порядка организаций и
проведения государственного контроля за
использованием и охраной водных объектов, а
федеральным органом исполнительной власти
поручено его осуществление.
Специализированный экологический контроль
выполняется федеральными министерствами и
ведомствами, а так же соответствующими
негосударственными структурами субъектов
Российской Федерации. По всем видам природных
ресурсов в целом организация и осуществление
государственного контроля возложена
Правительством РФ на Госкомэкологии России. По
характеру специализации государственные
контролирующие органы подразделяются на
отраслевые и функциональные. Госэпиднадзор
является отраслевым контролирующим органом. К
числу функциональных органов государственного
экологического контроля относятся МВД
России и др. Специфика отраслевых
государственных органов заключается в том, что в
сфере их компетенции относиться один вид
природных ресурсов. Роскомзем следит за охраной
и рациональным использованием земель, Роскомвод
– водных ресурсов, Рослесхоз – лесов и т.д.. В
некоторых случаях сферу интересов отдельных
ведомств попадает еще один вид природных
ресурсов. Так, Роскомрыболовство имеет значение
состояние водных объектов, но только с
узкоотраслевых позиций воспроизводство и
продуктивности рыбных запасов. Роскомнедра ,
помимо контроля за рациональным использованием
полезных ископаемых, осуществлял контроль за
выполнением экологических требований в
отношении подземных вод.
Несмотря на имеющиеся различия, общим правовым
положением для всех государственных органов
экологического контроля является его
надведомственный характер, позволяющий
контролировать в пределах своей юрисдикции
деятельность всех предприятий, организаций,
учреждений и отдельных граждан.В соответствии с
Кодексом РСФСР об административных
правонарушениях, в первую очередь составляется
протокол об экологическом правонарушении.
Следующим шагом является предписание об
устранении экологического правонарушения,
которая подготавливается на основании ст. 70
Закона РСФСР « Об охране окружающей природной
среды » и является обязательным для исполнения в
установленные сроки. Та же статья, а так же ст. 261
Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях служит основанием для вынесения
постановления о наложении штрафа.
К мерам государственного экологического
контроля относиться и постановление о
возмещении вреда, причиненного окружающей
природной среде юридическими лицами и
гражданами, а так же предписание об ограничении (
приостановлении ) или прекращении
финансирования хозяйственной и иной
деятельности.Должностные лица и граждане,
виновные в совершении экологических
преступлений, несут уголовную ответственность.
Представление о привлечении физических лиц к
уголовной ответственности направляются в
следственные органы инспекторами по охране
природы, охране рыбных ресурсов и др.
Общественный экологический контроль
В Росси имеются так же профессиональные союзы,
которые в соответствии с Законом РСФСР « об
охране окружающей природной среды », наряду с
другими общественными объединениями могут
осуществлять экологический контроль, в
настоящее время в большей степени
заинтересованы в укреплении финансового
положения предприятий. Но как только
экономическая обстановка стабилизируется,
общественные объединения и организации
активизируют свою работу по контролю за
исполнением хозяйствующими субъектами
природоохранительного законодательства.
Определенная работа в этом направлении
проводиться уже в настоящее время. Федерацией
независимых профсоюзов России ( ФНПР ), в аппарате
ФНПР имеется отдел по проблемам труда экологии,
которым подготовлены методические материалы по
осуществлению общественного экологического
контроля. По инициативе ФНПР создана
информационно – инновационная общественная
экологическая ассоциация « Партнеры за
устойчивое развитие », к числу основных задач
которой относиться координация мероприятий по
сотрудничеству общественных организаций и
объединений между собой, а так же
государственными структурами в части реализации
проектов и программ, обеспечивающих
экологически устойчивое развитие народного
хозяйства РФ.
В целях расширения, укрепления и развития
правовой базы общественного контроля
проводились слушания, например, по обслуживанию
общероссийского « Положения об оценке
воздействия на окружающую среду »,
разрабатывается проект « Положения об
общественном экологическом контроле », при
подготовки которого учитываются предложения и
замечания различных общественных организаций и
отдельных граждан.Хотя по возможностям
получения информации и применения мер
воздействия на нарушителей
природоохранительного законодательства
общественный экологический контроль уступает
государственному, но вместе с тем он обладает и
серьезным преимуществом – реальной
независимостью от государственных структур и
ведомственных интересов. И вследствие этого
общественный контроль в большей степени
отражает экологические интересы населения.
Заключение
В процессе проведения экологического контроля
должностными лицами специально-уполномоченных
органов в области охраны окружающей природной
среды принимаются различные меры правового
регулирования по предупреждению, выявлению
нарушений природоохранительного
законодательства и привлечению виновных к
ответственности.
Список использованной литературы:
1. Конституция РФ
2. Ермаков в.д. Сухарев А.Я.
экологическое право России М.: 1997 год
3. Гражданский кодекс РФ (
комментированный )
4. Уголовный кодекс РФ (
комментированный )
5. Закон РФ « об экологии »