Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
... Уже общепризнано, что именно автомобильный
транспорт в больших городах лидирует по
экологическому ущербу: на него падает 71 процент
загрязнения атмосферного воздуха и 68 —
воздействия на климат. (Сжигание органического
топлива на Земле во все больших масштабах ведет к
«парниковому» эффекту! — В.Н.). Но прямо
пропорционален этому и рост случаев заболеваний
обитателей мегаполисов: по оценкам экспертов, с
отрицательными факторами окружающей среды
связано более трети этих заболеваний! Причем,
лидируют наиболее тяжелые и опасные — раковые и
сердечно-сосудистые! Поэтому-то средняя
продолжительность жизни многих столичных
горожан на 6-7 лет меньше, нежели проживающих
ближе к природе.
Впрочем, в последнее время эта разница
постепенно сглаживается: и в небольших городах —
особенно северных, нефтяных! — автотранспорт
заполонил собой все улицы и микрорайоны.
В Нефтеюганске тоже неуклонно растут темпы
автомобилизации: на все стотысячное его
население приходится почти 50 тысяч легковых и
грузовых автомобилей, автобусов, тракторов,
автопогрузчиков и т.д.
И все же дышать юганцам становится понемногу
легче, ведь довольно энергично легковой и
частично грузовой автотранспорт переводится на
газ! Лидером в этой сфере деятельности можно
заслуженно считать МУП АвтоМотоСервис,
принадлежащее Нефтеюганскому району.
— Восемь лет из девяти нашего существования
энергично переоборудуем автотранспорт на
использование им газового топлива, — говорит
директор МУП АвтоМотоСервис С.В. Пилецкая. — За
этот период установили газобаллонное
оборудование на тысячи и тысячи автомобилей, в
том числе и грузовых (пока только ЗИЛов).
Особенно интенсивно эта работа велась в конце
девяностых годов прошедшего столетия, когда
сервисникам приходилось трудиться в две-три
смены. Но и сейчас у них всего один выходной —
воскресенье; все остальные дни недели
выполняются заказы населения города и района,
предприятий и организаций на переоборудование
автотранспорта с бензина на газ... (В МУП
предоставляется много и других сервисных услуг!).
Отступление первое.
В мире, в частности в Европе, давно поняли
преимущества этого альтернативного вида
топлива. Поэтому в европейских странах машин,
работающих на газе, значительно больше, чем в
России! Европейцев привлекают и налоговые
льготы, предоставляемые государством, невысокая
стоимость топлива и его малая токсичность.
Например, в Италии на сегодня более миллиона
автомобилей работают на газе... Концерн «Фиат»
обратился в правительство Италии с просьбой
запустить программу, стимулирующую переход на
газ в массовом масштабе.
В Германии фирмы, имеющие отношение к
газозаправке, освобождены до конца 2009 года от
уплаты так называемого экологического налога,
который в полном объеме обязаны платить
производители и продавцы бензина и дизтоплива!
Большинство европейских стран незамедлительно
подписало и Киотский протокол, направленный
против «разогревания» атмосферы нашей планеты
продуктами сгорания органического топлива,
прежде всего углекислым газом — СО!...
Россия этот протокол пока не подписала и вовсю
сжигает уголь, нефть, мазут, дизтопливо, бензин!
Хотя... большинство важнейших железных дорог
страны электрифицировано, многие ГРЭС перешли с
угля на газ; газифицируются и городские
котельные, автотранспорт. Однако еще пока не в
должном масштабе, как того требует напряженная
экологическая ситуация.
О проводимой в России работе в области
повышения экономичности и экологичности работы
автотранспорта можно судить разве что по
количеству сайтов в Интернете, посвященных ГБО
(газобаллонному оборудованию), — около трех
тысяч с более чем 17-ю тысячами различных
документов, фотографий, рисунков, схем!... (Об этом
чуть ниже!).
По словам С.В. Пилецкой (сама она — заядлая
автомобилистка: за первые полгода 2004 г. наездила
по городу и району, за пределами его почти 40 тысяч
километров — на своей служебной «Волге»,
переоборудованной на газ — баллон 65 л; в отпуск
на Украину тоже ездит на личной иномарке,
многократно окупив затраты на ГБО), к ним все
больше обращается владельцев «Татр», «МАЗов»,
больших « ЗИЛов» по поводу перевода этих
грузовиков с дизтоплива на газ, но в МУП
АвтоМотоСервис нет пока ни соответствующего
оборудования, ни обученных специалистов, которые
могли бы заняться этим делом. Однако Светлана
Владимировна не может не знать об опыте
Татарстана: в городе Набережные Челны, столице
республики по грузовому автомобилестроению, уже
активно действует фирма «Мобильгаз»,
переоборудующая КАМАЗы (и не только их!) на
использование природного газа. Сам завод недавно
создал специальный... газовый двигатель для своих
большегрузных автомобилей!...
Значит, можно на пропан-бутан переводить и
другие марки дизельных грузовиков, автобусов!
Стоит лишь поучиться передовому опыту Камского
автозавода и тесно сотрудничающей с ним фирмы —
ООО «Мобильгаз»!...
Отступление второе.
Фирма «Мобильгаз» в настоящее время производит
узлы, детали и запасные части, разнообразную
нормативно-техническую документацию, комплекты
ГБО (газобаллонного оборудования). В частности,
здесь делаются как стальные, так и
металлопластиковые баллоны для газа: вес их
соответственно 150 и 140 килограммов, а количество
устанавливаемых на автомобиль КАМАЗ баллонов
варьируется от 6 до 10 (стальных) и от одного до
двух (металлопластиковых).
Для сравнения: в два металлопластиковых
баллона вмещается за одну заправку сто
кубометров сжиженного газа — столько же, сколько
в... десять стальных!... Эквивалент дизельного
топлива — 94 литра!...
Основные агрегаты и узлы комплекта
газобаллонного оборудования для дизельных
грузовиков: ТНВД с механизмом установки
запальной дозы дизельного топлива и
пневмомеханическим клапаном; смеситель газа;
дозатор газа; нагреватель газа; редуктор
высокого давления; редуктор низкого давления
двухступенчатый; привод регулятора и дозатора
газа; дополнительное электрооборудование;
соединительные трубопроводы, арматура и
установочные кронштейны.
Это, конечно, значительно больше, чем
содержание комплекта для легковых автомобилей,
используемых в АвтоМотоСервисе. И, видимо,
монтировать и регулировать такое оборудование
сложнее. Но раз его освоили в «Мобильгазе»,
значит, пришла пора распространить этот опыт и
технологию на всю Россию! И на наш Нефтеюганский
регион тоже!...
Снова вернемся к повышению экономичности
автомобилей, работающих на природном газе.
Преимущества очевидны: увеличение межремонтного
периода работы двигателя в 1,5 раза; увеличение
службы моторного масла — в 1,5-2 раза; снижение
уровня шума работающего двигателя на 3-5 дБ;
снижение дымности отработавших газов в 2-4 раза;
неизменность мощности двигателя от вида топлива;
лучший коэффициент приспособляемости к
изменению внешней нагрузки; снижение суммарного
комплексного показателя токсичности
отработавших газов на 26 процентов; снижение
выбросов твердых частиц в них — в 2 и более раза!
Уверен: скоро и МУП АвтоМотоСервис, и ООО
Юганскнефтегаз, и все сервисные транспортные
предприятия НК ЮКОС займутся газификацией своих
большегрузных дизельных автомобилей!
Тем более, что свой легковой автотранспорт
нефтяники уже переводят на газ — самостоятельно,
без помощи районных сервисников! Впрочем, это
делают и в нашем Горгазе! Но все равно
доустанавливать и регулировать ГБО многие
водители едут в МУП АвтоМотоСервис!. Именно здесь
трудятся единственные на весь регион
высококлассные специалисты, много лет отдавшие
переоборудованию автомобилей на газ!...
СНГ — сжиженный нефтяной газ — экологически
чистое топливо, признанное, повторю, во всем мире!
Представляет оно собой смесь пропана и бутана. На
газозаправки поступает летнее топливо (45-55
процентов пропана) и зимнее (85-95 процентов). В
автомобильных баллонах газ находится под
давлением собственных насыщенных паров в 16
атмосфер, что обеспечивает его практически
полное сгорание. Но при этом уменьшается на 35-45
процентов износ двигателя, потому что газ не
растворяет масляную пленку в цилиндре, что
способствует лучшей смазке пары
«цилиндр-поршень». А еще немаловажно: срок службы
моторного масла увеличивается на 30-40 процентов.
Газ не содержит вредных примесей, разрушающих
двигатель и каталитический нейтрализатор.
В зависимости от емкости газового баллона,
пробег автомобиля на одной заправке
увеличивается в 2-3 раза!...
Все, что уже сказано, должно было бы побудить
руководителей всех наших автотранспортных
предприятий срочно переходить на газ! И первые
ласточки в Нефтеюганском районе появились: после
сооружения газозаправочной станции в Салыме
одно из салымских предприятий решило полностью
переоборудовать весь свой парк автомобилей на
газовое топливо!... Наверное, это надо срочно
делать и пойковчанам, и пыть-яхцам, где тоже
сегодня имеются газовые заправки МУП
АвтоМотоСервис.
— На газозаправки в последние месяцы пропан
доставляем автоцистернами из Сургута, —
уточняет С.В. Пилецкая. — Наш Южно-Балыкский
газоперерабатывающий завод не справляется с
требуемыми нами объемами поставок газа! В
Сургуте же два ГПЗ, есть они и в Тобольске, и в
Нижневартовске! Так что мы ни на минуту не
оставляем без соответствующего топлива
владельцев машин, работающих на газе!
Действительно, все газозаправочные станции МУП
АвтоМотоСервис в Нефтеюганске, Пыть-Яхе,
Пойковском и Салыме работают круглосуточно!...
Обслуживают они, кстати, и транзитный
автотранспорт, идущий через наш регион в обоих
направлениях. Но только на трассе
Нефтеюганск-Тюмень сегодня действует четыре
газозаправки; в самой Тюмени их не менее
двадцати!... До Екатеринбурга газом весь
проходящий автотранспорт снабжает компания
«Газсистем-2». Во всех крупных городах и областях
России и СНГ раскинута сеть АГЗС!... И одного
50-литрового баллона хватает на 400-500 километров
пути!...
Тут надо пояснить, что и бензиновый бак
автомобиля не остается не у дел, поскольку бензин
используется при запуске и разогреве двигателя.
— Летом для моей служебной «Волги» хватает и
сорока литров бензина на месяц, зимой — только на
неделю, поскольку приходиться подолгу
разогревать двигатель, — поясняет Светлана
Владимировна. — Конечно, если на машине есть
котел подогрева, то она в мороз заводится гораздо
быстрее!...
Теперь немного о самом ГБО и, в частности, о
газовых баллонах, применяемых сегодня на
автомобилях. В МУП АвтоМотоСервис устанавливают
газобаллонное оборудование производства как
Беларуси, так и Италии (фирмы LOVATO, B-3 — лучшее
соотношение цены-качества). При высокой
надежности и долговечности итальянское
оборудование (добавим сюда и фирму KasGaz) ненамного
дороже белорусского!...
Отступление третье.
Комплект итальянского оборудования (фирмы Lovato)
с установкой стоит в МУП АвтоМотоСервис от 6900 до
7125 рублей (без баллона). Но клиент может выбрать
последний по своему вкусу в магазине
муниципального унитарного предприятия,
находящегося тут же, на его территории.
На сегодня стальной баллон емкостью 43 литра
стоит здесь 3200 рублей, а емкостью 45 литров — 1455!
Баллон на 55 литров «тянет» на 1800 рублей. На
обычную «Газель» сервисники района
устанавливают обычно два баллона — 45 и 55 литров.
То есть оба обходятся владельцу в сумму 3255
рублей. Прибавим сумму итальянского комплекта
ГБО (8, 5 тыс. руб.) и получим около 12 тысяч рублей.
Но это еще не все: надо заплатить за ряд
дополнительных услуг — удостоверение водителя,
печать предприятия и т.д.
Вообще-то, по словам С.В. Пилецкой, минимальная
стоимость переоборудования легкового
автомобиля (той же ВАЗ — «десятки») с бензина на
газ обходится в 13 тысяч рублей. Причем, простую,
карбюраторную, модель «жигулей» сделают вам еще
дешевле и быстрее, за час с небольшим!... И на
итальянском оборудовании вы отъездите не только
гарантийный срок, но вообще до... капитального
ремонта двигателя (срок которого, естественно,
значительно отодвигается при работе на газе!).
Выгодно? Очень!...
Назову цены на другие стальные баллоны
емкостью: 130 и 164 л — 4425 руб.; 50 л — 2400 руб.; 65 л — 2184
руб.; 103 л — 3540 руб.; 90 л — 3450 руб.; 250 л — 5 тысяч!...
Конечно, вместительные и объемные 250-литровые
баллоны востребуются клиентами сравнительно
редко (только на ЗИЛы).
Для сравнения. В московской фирме «АвтоГаз-Вик»
цены на установку ГБО на «Газель» с баллонами: 103
л — 10, 5 тыс. руб.; 130 л — 12 тыс. руб. На
карбюраторный «ГАЗ 3310» с 65-литровым баллоном — 9,8
тыс. руб.; на аналогичный инжекторный — 13,1 тысячи
рублей.
Как видим, цены нефтеюганские совсем ненамного
выше столичных! А ведь от нас до Москвы надо ехать
две с лишним тысячи километров — и сколько
потратить дорогого бензина! (АИ-98 стоит сегодня
16,5 рубля за литр против 6 — за газ!).
... Не потому ли так стремительно нефтеюганцы —
владельцы джипов и различных иномарок —
переоборудуют последние на газ, ведь современные
«движки» там весьма прожорливы! Бензина не
напасешься!...
Нынешние инжекторные автомобили, и
отечественные, и зарубежные, оборудуются ...
компьютерами! Поэтому регулировка работы машины
в режимах «бензин — газ — бензин» происходит
автоматически. При хорошей регулировке ГБО оно
отлично работает и на карбюраторных двигателях.
Важно, чтобы сам водитель туда не лез!...
О надежности и безопасности автомобильных
газовых баллонов. Не случайно все они окрашены в
красный цвет и имеют надпись «огнеопасно»! На
автомобилях они устанавливаются или поодиночке,
или в различной комбинации. Для иномарок и
отечественных легковушек это, как правило, один
50-65-литровый стальной баллон, монтируемый в
багажнике автомобиля. У «Газелей» баллоны
устанавливаются снаружи, рядом с бензобаком.
За последние годы технология изготовления
стальных (и уже металлопластиковых!) баллонов
шагнула далеко вперед! Не зафиксировано... ни
одного случая самопроизвольного взрыва таких
емкостей!...
— Даже если в баллоне образовалась трещина
вследствие его неправильной эксплуатации, —
поясняет С.В. Пилецкая, — то выходящий из нее газ
будет просто гореть, когда поднесете спичку. Так
же он горит и на факелах ГПЗ!... Опасность может
возникнуть при сильном нагревании всего баллона
с газом, что происходит только в серьезных ДТП! Но
такая же авария приведет к взрыву и бензинового
бака!...
Следует непременно учесть и то обстоятельство,
что при аварии есть время для водителя и
пассажиров покинуть автомобиль, ведь газовый
баллон нагревается не сразу; но бензин
взрывается почти мгновенно!...
Наверное, иностранцы-то уж сполна учли все эти
обстоятельства, иначе бы перевод их
автомобильного парка на газ не проходил столь
стремительно и массово!...
Как я уже говорил, в России тоже уже
спохватились и прежде всего частные владельцы
«стальных коней»! Спохватились в связи с
наблюдающимся резким ростом стоимости
автобензина!
В ХМАО, кстати, МУП АвтоМотоСервис уже далеко не
единичное предприятие по переоборудованию
автомобилей на дешевое альтернативное топливо.
Хотя, повторю, лет восемь назад оно было пионером,
первопроходцем в этой области!...
Сама жизнь заставляет и частных владельцев, и
автотранспортные предприятия, и даже заводы
(КАМАЗ) переходить на сравнительно дешевый
природный газ, запасы которого в России больше,
чем нефти!...
Вот появились у нас и металлопластиковые
баллоны, которые снижают массу всей
газобаллонной установки в... 2-3 раза! При этом
пробег автомобиля увеличивается в 1,2-1,8 раза!...
Значительно уменьшаются и затраты на сборку
установки, на ее ремонт и запчасти. Снижаются и
затраты на освидетельствование автомобиля!...
Растет сейчас в России и число фирм,
поставляющих оборудование для газозаправочных
станций. Причем, наряду со стационарными АГЗС
широко стали использоваться модульные наземные
заправочные станции, передвижные газозаправки (в
Нефтеюганске такая стоит в районе АЗС за старой
объездной дорогой).
Московское ООО «Сервистрансгаз» поставляет в
столицу и в российские регионы это и многое
другое оборудование, в большинстве своем
надежное — импортное!...
... Борясь за экологическую безопасность
транспорта, законодатели многих развитых стран
присоединились к Женевской конференции по
безопасности автотранспортных средств и ввели
жестко контролируемые рамки по токсичности
отработанных газов — нормы ЕВРО! Думается,
Россия тоже не должна отставать здесь!...
Как, кстати, и в поиске и применении еще более
экологичных видов топлива, например,
водородного! Но об этом — в следующей статье!...
P.S. Какова же конкретно концентрация вредных
выхлопных газов от автотранспорта в атмосфере
Нефтеюганска?
Удивительно, но точных данных на этот счет...
нет!! Ни в Нефтеюганском отделе по охране
окружающей среды, ни в местном комитете по
природным ресурсам!!
Звоню в ГИБДД города, там меня переадресуют на
станции диагностического контроля, в частности,
на ту, что рядом с СТО «Маяк».
— Смело можете написать, — сказали
корреспонденту там, — что десять процентов
частных автомобилей, в основном, отечественного
производства, «дымят»! То же относится, кстати, и
к легковушкам городских предприятий и
организаций!... Даже иномарки этим грешат, если
срок их эксплуатации более 10 лет! В таком случае
водители просто «выбивают» засорившиеся,
отработавшие свой срок каталитические
нейтрализаторы! И тоже нещадно дымят!...
Однако самое «интересное» мне поведали в
городской санэпидстанции, которая проводит (и
только в летнее время!) разовые анализы
атмосферного воздуха в нескольких «критических»
точках Нефтеюганска. Это прежде всего наиболее
оживленные перекрестки города в районе магазина
«Камелия», ЦГБ, в 13 МКР. Оказывается, везде есть
превышение ПДК — и по всем абсолютно вредным
ингредиентам выхлопных газов автомобилей!!!
Но разовые они и есть разовые анализы! Нужны
постоянные!... Жизненно необходимы Нефтеюганску
стационарные посты контроля атмосферного
воздуха (они есть во всех крупных российских
городах!). Только тогда можно будет составить
ясную картину загрязненности воздуха на улицах и
перекрестках города, только тогда можно будет
смело говорить о среднесуточных ПДК в любое
время года!...
Но это вопрос уже прямо к нашим городским
властям!...