Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
При обустройстве экологических троп сложился
определенный стандарт минимального
информационного обеспечения. Он состоит из
информационных стендов (их принято называть
аншлагами) – указателей направления и
расстояний, архитектурных групп в начале и конце
маршрута. Однако не существует правила,
согласно которому вы не можете придумать что-то
свое. Как и в литературе, на экологической тропе
хороши все жанры, кроме скучного. Хорошее
впечатление оставляют у посетителей различные
игровые или интерактивные «затеи» – звучащие
стволы деревьев, спилы пней, демонстрирующие
шкалу времени по годовым кольцам, детские
экологические площадки.
Там, где это уместно, можно установить
скульптурные композиции, выполненные из
материала, наиболее органично вписывающегося в
окружающий ландшафт. Оборудование мест отдыха
также должно соответствовать духу тропы и
оформляться в едином художественном стиле.
Общий дизайнерский замысел определяет и
технологию устройства будущих объектов. Следует
помнить, что существуют определенные
технологические ограничения при работе с
разными материалами.
Черный металл необходимо красить. Алюминию и
другим цветным металлам целесообразно оставлять
их естественный цвет, так как любая покраска рано
или поздно начнет отслаиваться. Большинство
пластиков (оргстекло, поликарбонат) плохо
поддаются покраске. Дереву в большинстве случаев
целесообразно оставить его неповторимую
естественную текстуру.
После решения вопросов, связанных с
технологиями изготовления и используемыми
материалами, можно приступать к созданию макетов
оформления стендов. Появление компьютеров
существенно упростило эту работу. Теперь это под
силу любому человеку, овладевшему графическими
редакторами (Photoshop, CorelDRAW, Xara, PowerPoint). С их помощью,
используя понравившиеся фрагменты рисунков,
фотографий и текста, можно сделать на экране
эскизы будущего оформления. Компьютер позволяет
легко экспериментировать с размерами и
компоновкой отдельных фрагментов, шрифтами,
цветовым решением.
Виды шрифтов
Один из видов шрифтов – Times. Это хороший шрифт
с засечкой («засечка» – это черточка, которая
ставится в местах, где буква начинается и
заканчивается).
Еще один шрифт – Helvetica. Это – четкий шрифт
без засечки, удобный для чтения.
Стремясь к тому, чтобы текст был разборчивым:
избегайте причудливых шрифтов и шрифтов,
похожих на рукописные. При чтении таких шрифтов
одну букву трудно отличить от другой;
старайтесь не смешивать шрифты. Это нарушает
гармонию текста. Вместо этого прибегайте к
использованию курсива, жирного шрифта и
варьируйте размеры знаков.
Рекомендуемые размеры шрифта:
Высота букв:
Чтение с расстояния в:
1 см
1 м
2 см
2 м
7 см
10 м
11 см
20м
или
Заголовки – размером минимум в 72–60 пунктов
Подзаголовки – размером минимум в 48–40 пунктов
Текст размером минимум в 24 пункта
Сопроводительные подписи – размером минимум в 18
пунктов
(1 пункт=0, 351 мм – примечание переводчиков)
(Согласно рекомендациям Службы
национальных парков США.)
Знание технологии нанесения текстового и
графического материала будет определять подбор
и объем информационных материалов. Если текст
будет воспроизводиться типографским или другим
машинным способом (распечатка на листовых
материалах с последующим креплением на стенд), то
без ущерба для восприятия могут быть
использованы более мелкие и разнообразные
художественные шрифты. При этом объем текста
может быть увеличен. Если надписи будут
производиться вручную (гравировкой, пером,
выжиганием и т.п.), то шрифт должен быть более
крупным, рубленным, допускается небольшой
наклон. Это, соответственно, повлечет сокращение
объема. Художественные элементы в этом случае
целесообразны только на заглавных буквах в
начале абзаца. Соответственно меняются
требования к иллюстративному материалу –
переносить изображение с высокохудожественной
фотографии вручную сложно и, наверное,
нецелесообразно. В этом случае уместен выбор
более простых рисованных изображений.
Выбор цветовых решений, орнаментов и шрифтов
должен соответствовать местным традициям и
тематике маршрута. В русском лесу хорошо
смотрятся деревянные щиты с надписями,
выполненными шрифтом типа “Izitsa” или “CyrillikOld”.
Если исторический маршрут посвящен, к примеру,
викингам или карелам, более уместным будет шрифт
типа рунического. Чтение прописных готических
букв (CyrillikGoth, PaladinPC и т.п.) часто вызывает
затруднения.
Основные рекомендации по дизайну
Стенд не должен быть перегружен материалом.
Необходимо оставлять достаточно свободного
места, особенно на полях.
На стенде должна быть основная часть, которая
привлекает внимание посетителей.
Необходимо разработать последовательность
визуального движения по стенду от его основной
части. Этого можно достичь с помощью графических
средств и различных уровней подачи и размещения
информации.
Все знаки и стенды на объекте должны гармонично
сочетаться друг с другом и своим природным
окружением.
Тексты должны быть лаконичными и легкими для
чтения.
Выбирайте шрифты, которые удобны для чтения.
Использование ЗАГЛАВНЫХ букв должно быть
минимальным.
Прибегайте к использованию рисунков и
символики, а не только текста.
Ищите разные возможности! Основное, что
обязательно следует учитывать при
проектировании и создании элементов оформления,
это единообразие и сочетаемость с остальными
природными и «встраиваемыми» объектами на тропе.
Опоры для стендов, их панели и дизайн должны быть
выполнены в рамках одного цветового решения,
сходном стиле и с использованием схожих
материалов. Наиболее гармонично с природными
объектами сочетаются дерево и камень.
Металл и пластик воспринимаются как инородное
тело и требуют более тонкой дизайнерской
проработки, но они более устойчивы к воздействию
вандалов и погоды.
Для визуальной оценки сочетаемости
проектируемого стенда с ландшафтом можно,
используя программу Photoshop, «установить»
созданный эскиз «на местности», наложив его на
фотографию места, где он будет расположен. Всегда
полезно попросить нескольких человек оценить
проект.
Перед сдачей в производство текст будущего
стенда следует внимательно вычитать! И только
после того, как у всей творческой группы
появится чувство удовлетворения от созданного
дизайн-проекта, его можно передавать
изготовителям.
Изготовление элементов оформления
Советы по оформлению стендов
Не следует использовать большие прямоугольные
панели, изготовленные из дешевого материала, как,
например, листы фанеры 1,25 м х 2,5 м. Такой стенд
будет напоминать рекламный щит;
желательно избегать квадратных стендов: для
глаза более привлекательны пропорции 5/3 или 5/4;
следует использовать материалы, которые
подходят к Вашему объекту. Материал не должен
отсвечивать, он должен быть устойчивым к
воздействию насекомых, соли и воды.
Для оформления экологических маршрутов
наиболее естественными представляются
натуральный камень и дерево с элементами резьбы.
В процессе старения деревянные изделия все
больше «врастают» в окружающую среду. С деревом
достаточно просто работать и не требуется
дорогостоящего оборудования.
При выполнении простых технологических
защитных приемов дерево становится достаточно
устойчивым к воздействиям погоды и вандалов. И,
наконец, это наименее дефицитный материал в
России. А какой он благодарный! Какие широкие
возможности предоставляются для реализации
ваших фантазий! Кроме дерева, для изготовления
стендов используется металл, камень, различные
пластики. Наибольшей устойчивостью к
воздействию метеоусловий и вандализма
отличаются изделия из поликарбоната (лексана).
Этот прозрачный или тонированный полимер
сохраняет механическую устойчивость в большом
диапазоне температур, устойчив к возгоранию,
легко обрабатывается давлением. Его можно
использовать как основу под стикерс –
самоклеящуюся пленку с рисунком, нанесенным
типографским способом.
Фото 3.4. Вариант аншлага из цельного
дерева («Валаам»).
При хорошем дизайне привлекательны щиты из стеклопластика.
Они долговечны, метео- и вандалоустойчивы, при
наличии соответствующего опыта и оборудования –
технологичны.
При выборе материала для стенда следует
руководствоваться следующими критериями:
материал должен быть долговечным и устойчивым к
проявлениям вандализма;
стоимость материала должна вписываться в рамки
бюджета и быть экономически оправданной;
материал должен быть таким, чтобы на него можно
было нанести нужные изображения нужными цветами.
Широко распространены щиты и указатели из металла.
Изображение на них можно наносить красками или
гравировкой. Устойчивость к погоде и вандализму
зависит от соблюдения технологических процессов
и качества красок. Их также можно использовать
как основу под стикерс. Проблема металлических
щитов – в их чужеродности окружающей природе.
Чтобы решить эту проблему, требуется тонкая
работа дизайнера. Кованые указатели и стойки, как
правило, прекрасно вписываются в природные
ландшафты. В особенности это касается
исторических маршрутов.
Очень органичны бывают аншлаги и указатели,
выполненные на природном камне. Изображение
может быть нанесено красками, однако более
предпочтительна гравировка. Она долговечна,
менее подвержена воздействию природных факторов
и вандалов.
Сегодня существует множество фирм и
мастерских, в которых можно изготовить любые
элементы оформления маршрутов. Однако, если Вы
загоритесь желанием, запасетесь упорством и
терпением, вооружитесь необходимыми несложными
инструментами, то сможете сами оформить свою
экотропу!
Изготовление стендов из дерева
Инструменты и материалы
Сегодняшний рынок инструментов насыщен
надежными и относительно недорогими
электроинструментами, существенно облегчающими
и ускоряющими работу. Кроме ручных резцов и
стамесок потребуются дрель, лобзик (применение
соответствующих пилок позволяет его
использовать при работе с деревом, металлами и
другими материалами), рубанок, фрезер и
плоскошлифовальная машинка. Последнюю можно
заменить шлифовальным кругом для дрели.
Естественно – молотки, отвертки, топор, кисти и
т.д.
Потребуется крепеж: гвозди, саморезы, болты и
т.д. Для склеивания можно применять «Бустилат»,
ПВА (влагостойкий), «Строитель», «Момент» (для
дерева) и другие клеи. Очень хороший результат
дает использование клея Titebond III. Главный признак
пригодности клеев – допуск их для наружных
работ.
Изготовление панелей
Проще всего деревянный стенд изготовить из
влагостойкой фанеры марок ФК и ФСФ,
ламинированной ФОФ или аналогичных. Иногда
встречается шпон с очень интересной текстурой,
позволяющей использовать ее как элемент
оформления. На фанерный стенд легко наносить
текст и трафаретный рисунок. Его удобно
использовать как основу для монтажа накладных
элементов. При некоторых навыках, прорезая
верхний слой шпона, можно создавать весьма
тонкие рисунки. Однако для объемной резьбы
данные стенды не походят. Кроме того, через
некоторое время фанера начнет расслаиваться, что
потребует замены щита. Фанерный щит крепится на
металлический или деревянный каркас. Толщина
применяемой фанеры зависит от размеров стенда,
но, с учетом требования вандалоустойчивости,
должна быть не менее 10–15 мм.
Изготовление панелей из досок, хотя и более
трудоемко, но оправдывается результатом.
Текстура доски создает неповторимый, «живой»
фон, притягивающий взор и органично сочетающийся
с окружающей природой. Доски для стендов должны
быть равными по толщине и высушены. Толщина досок
b выбирается в зависимости от размеров
стенда. Ориентировочно ее можно рассчитать по
формуле b = 17 мм x L, где L – размер щита в
метрах по самой длинной его стороне.
Если аншлаги планируются к установке на тропе,
проходящей по дикой природе, то их можно сделать
из необрезной доски. Это вид досок, у которых не
обрезались боковые стороны. Благодаря этому
боковая кромка сохраняет естественную кривизну
(см. фото 3.5).
Фото 3.5. Использование формы
необрезной доски («Аркаим»)
Если требуется сплошная плоскость, то из ровных
досок собирается щит. При его изготовлении доски
тщательно, без щелей пристругиваются боковыми
поверхностями. Щит собирается на ровном
основании.
Доски выкладываются лицевой стороной вниз, их
боковые поверхности смазываются клеем и
стягиваются струбцинами до высыхания. При
отсутствии струбцин доски могут быть скреплены с
помощью деревянных накладок на гвоздях. При
большой площади щита доски должны соединяться с
помощью шпунта или на шкантах. Для усиления с
оборотной стороны можно сделать накладки из
досок или металла на клею и саморезах. После
высыхания щит обрезается по размеру и лицевая
сторона шлифуется.
Перенос графических изображений
Существует несколько способов переноса
графических изображений и текста с эскиза на
панель. Проще всего это сделать, распечатав эскиз
в натуральную величину и скопировав его с
помощью копировальной бумаги.
Другой способ – закрепить макет на стенде и
перенести все контуры с помощью иглы, прокалывая
лист и соединяя на стенде полученные точки
линиями. Можно последовательно вырезать
элементы рисунка, оставляя при этом следы на
панели. После копирования макет снимается, и все
контуры четко прорисовываются фломастером или
карандашом. Еще один способ – использовать
проектор: рисунок проектируется на щит, как на
экран, и остается обвести контуры карандашом.
После того как будут исправлены все неточности
копирования и проведено заключительное
редактирование эскизов и текста, можно
приступать к декоративной отделке.
Декоративная отделка
Мы подошли к самому ответственному и
интересному этапу – приданию рисункам
соответствующего цвета и объема.
Краски наносятся с помощью перьев, кистей и т.д.
Необходимо помнить, что некоторые краски
(акварель, тушь и т. п.) могут растекаться по
древесным капиллярам, «размывая» изображение.
Поэтому рекомендуется сначала попробовать
нанести краску на обрезок такой же доски.
Краски наносятся любым доступным способом –
кистью, пером, тампоном, распылителем, валиком и
т.д. Акриловые краски могут наноситься толстым
слоем шпателем. В ряде случаев на дереве рисунок
может быть выполнен выжиганием.
Некоторые элементы могут быть изготовлены
отдельно и смонтированы на аншлаге. Это придает
дополнительный объем изображению. Эффект объема
достигается и применением резьбы.
Резьба по дереву
Даже те, кто никогда ранее не занимался резьбой
по дереву, с успехом применяли ее для
изготовления аншлагов. Существенно облегчает и
ускоряет подобные работы наличие ручных
фрезерных машин. С помощью острой цилиндрической
или конической фрезы, надев защитные очки и
респиратор, надо прорезать основные контуры
рисунка. Как правило, для этого достаточно
глубины в 5–7 мм. Если Ваш проект требует большей
– проходите за два раза.
Прорезав контуры, вооружитесь резцами и
придайте вашему рисунку объем (см. фото 3.6).
Одновременно уберите образовавшиеся при
фрезеровании бахрому и заусенцы. Подобная
доработка оживляет резьбу, придавая ей вид и
теплоту ручной работы. Зачистку кромок и мелкие
детали резьбы можно выполнить с помощью
минидрели или бормашины с соответствующими
насадками.
Фото 3.6. Нанесенные вручную риски
придают объем и дополнительную фактуру
элементам, созданным с помощью фрезы («Аркаим»).
Сочетание многослойных накладных элементов и
резьбы создает очень интересный изобразительный
эффект. Попробуйте! Это, действительно, проще, чем
может казаться. При наличии желания и некоторой
настойчивости Вы овладеете этим искусством!
Нанесение рисунков с помощью трафарета
Там, где требуется повторить одно и тоже
изображение, целесообразно использовать
трафареты. Для этого на плотную, не размокающую
пленку (лавсан, полиэтилен и т. п.) в натуральную
величину наносится рисунок. Затем вырезаются
участки, которые должны быть закрашены одним
цветом. Таким образом, количество трафаретов
соответствует количеству используемых цветов.
После этого трафареты поочередно накладываются
на щит и через вырезанные окна с помощью кисти,
валика, тампона или краскопульта закрашиваются
незащищенные места. Успех этой техники зависит
от двух условий: точного сопоставления
трафаретов и консистенции краски,
препятствующей ее затеканию под трафарет.
Используя эластичные резиновые трафареты,
можно успешно применять пескоструйную обработку
древесины и других материалов.
Окраска и окончательная отделка
Окраска изделий служит не только для придания
им определенных эстетических качеств, но и, что
немаловажно, для повышения устойчивости к
воздействию внешних факторов.
В окраске деревянных поверхностей хорошо себя
зарекомендовали акриловые краски и лаки. Они
водорастворимы, обладают высокой устойчивостью
к атмосферным воздействиям, долго сохраняют цвет
и при правильном нанесении не трескаются. Их
пластичность позволяет наносить краску
достаточно толстым слоем (желательно в несколько
приемов), выравнивая тем самым возможные
неровности. Это особенно ценно при прокрашивании
вырезанных элементов, когда по каким либо
причинам не удалось получить гладкую
поверхность. Кроме того, акриловые краски легко
тонируются любыми красителями (тушь, чернила,
колеровочные пасты и т.д.), практически не имеют
запаха, что позволяет работать с ними в любом
помещении, быстро сохнут.
Масляные, алкидные и нитрокраски при окраске
деревянных изделий постепенно выходят из
употребления из-за недолговечности таких
покрытий.
Часто возникает желание сохранить текстурный
рисунок дерева. В этих случаях используют т.н.
прозрачные краски. Для получения прозрачных
красочных покрытий можно использовать
водорастворимые строительные колеры. Они
обладают высокими красящими свойствами,
позволяют получить богатую цветовую палитру,
совместимы со всеми видами лакокрасочных
изделий и устойчивы к выгоранию. Необходимый тон
получается при добавлении колера в воду, и такой
«акварелью» прокрашиваются нужные участки. Эти
красители можно добавлять и непосредственно в
лак.
Для повышения эксплуатационных качеств
деревянных изделий, их, кроме окрашивания,
рекомендуется еще пропитывать консервирующими
растворами. Наибольшее распространение получил
состав Pinotex, образующий на деревянной
поверхности пленку из минеральных смол.
Необходимо помнить, что бывают составы Pinotex для
первичной (грунтовой) и окончательной обработки.
Оба состава наносятся последовательно с
просушкой каждого слоя.
В России давно и успешно применяется
аналогичная «Пинотексу» пропитка «СЕНЕЖ»
[www.SENEG.RU], обладающая антисептическими,
противогрибковыми свойствами и повышающая
устойчивость дерева к возгоранию. Кроме того,
существует ряд латексно-акриловых грунтовок,
способных глубоко проникать в толщу древесины и
предохранять ее от гниения.
Надо помнить, что все пропитки изменяют цвет
древесины и, соответственно, могут изменить тон
нанесенных изображений. Предупредить подобную
«корректуру» можно опытным путем.
После высыхания консервирующих пропиток щит
тщательно очищается от возможных загрязнений и
покрывается лаком для наружных работ. Хорошо
себя зарекомендовали для этих целей акриловые
лаки (российские образцы – «Аква», «Ратибор»,
«Акватекс», «Рогнеда» и другие), они обладают
высокой укрывающей способностью и в течение
длительного времени предохраняют дерево от
атмосферных и солнечных воздействий. С их
помощью можно получить прозрачное или
непрозрачное глянцевое, полуматовое или матовое
покрытие. Эти лаки выпускаются в большой
цветовой гамме, легко тонируются колеровочными
пастами.
В зависимости от площади поверхности и рисунка
пропитки, краски и лаки наносятся кистью,
тампоном, валиком или из краскопульта.
Особое внимание следует уделять обработке
столбов и тех элементов, которые закапываются
или соприкасаются с землей и водой.
Столбы рекомендуется делать из ели, а еще лучше
– из лиственницы или дуба. Заглубляемую часть
рекомендуется обжечь паяльной лампой, после чего
пропитать горячим гудроном или его смесью с
дизельным топливом («соляркой»). Хороший эффект
дает обработка «жидким стеклом». Оно способно
глубоко проникнуть вглубь древесины, и после
высыхания дает прочное стекловидное покрытие,
предохраняющее дерево от размокания и
вредителей.
Существенно улучшают общий вид аншлагов насыпи
из небольших камней вокруг оснований столбов.
При этом подобные насыпи, скрепленные цементным
раствором, значительно повышают устойчивость и
долговечность опор.
Дополнительное оснащение троп
На тропах часто оборудуют места отдыха. Их
оснащение может существенно варьировать в
зависимости от протяженности маршрута и
включать скамейки, навесы, кострища, зимовья и т.
д.
Самая простая, и вместе с тем удачная, на наш
взгляд, конструкция сиденья представлена на фото
3.7. Она чрезвычайно проста и экономична в
изготовлении, метео- и вандалоустойчива.
Необходимо только помнить, что в целях
предотвращения порчи одежды экскурсантов
смолой, сиденья рекомендуется делать из
лиственных пород дерева. Кроме того, их пропитка
и лакирование предотвратят чрезмерное
размокание, повышая удобство пользования во
время дождя.
Фото 3.7. Вариант изготовления
скамьи.
Существенно улучшает комфортность и вид места
отдыха навес из природных материалов.
Нужны ли кострища в местах отдыха – вопрос
достаточно спорный.
С одной стороны, разведение костров на
охраняемых природных территориях, как правило,
запрещено. С другой, при большой протяженности
маршрута возникает потребность приема горячей
пищи. Кроме того, часто экотропа проходит по
территории, длительно используемой коренным
населением, в том числе, для отдыха и пикников. В
связи с этим, в наиболее живописных и удобных для
отдыха местах имеются кострища. В этих условиях
правильное обустройство кострища и создание
запаса дров с точки зрения природосбережения
может оказаться более эффективным, чем
административно-волевые и силовые методы борьбы
с ними.
Оформление и оборудование кострища
определяется предназначением и
месторасположением тропы. Вблизи населенных
пунктов, в местах традиционного пикникового
отдыха это может быть мангал или кирпичная печь
по типу садовой, позволяющая приготовить шашлык.
Допустимо кострище в виде углубления в земле,
обложенного валунами и отсыпанного по периметру
гравием или песком для предотвращения
распространения огня.
При организации многодневных маршрутов
необходимо предусмотреть создание условий для
ночевки. В простейшем виде задача сводится к
созданию ровных площадок или сооружению
деревянных настилов под палатки. При наличии
соответствующих условий строятся здания по типу
летних домиков или зимовий, в которых
целесообразно разместить небольшую экспозицию.
Помимо всего вышеперечисленного, нельзя
забывать об оборудовании на экотропах туалетов.
Их отсутствие, как и ненадлежащее содержание,
способно существенно испортить впечатление даже
от самого интересного и красивого маршрута.
Фото 3.8. Оборудованное место для
отдыха (Финляндия)
_________________
* Данная страница содержит материалы сборника ["Тропа в гармонии с природой".
Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп], подготовленного
экологическим центром "Заповедники", любезно предоставившим нам возможность его размещения на нашем сайте.