Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
Формирование современной
картины мира средствами биологии
Глушенков О.В.
(статья опубликована в Вестнике
Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные
науки. — Тамбов, 2008. — Вып. 11(67))
Аннотация. В статье рассматриваются
результаты педагогического эксперимента,
проведенного автором на основе изучения
педагогического процесса, осуществляемого в Полевом учебном
Центре "Экосистема" и доказывающие
возможности биологии сформировать у учащихся
экологическую картину мира, близкую к
современной общенаучной картине мира. Такая
возможность обеспечивается посредством
применения экологического принципа,
обуславливающего подачу биологических знаний в
мировоззренческом аспекте. В эксперименте это
привело к увеличению процента школьников со
сформированной экологической картиной мира в 2,5
раза.
В Закон РФ «Об образовании» в 1992 году вошел
важный пункт о том, что «…содержание образования
должно обеспечивать в сознании учащихся формирование
картины мира, адекватной современному уровню
знаний…» (ст.14, п.2). На данном этапе развития
цивилизации в соответствующих
культурно-исторических условиях картиной,
адекватной современному уровню знаний, является
целостная общенаучная картина мира (КМ). Задача
поставлена, но без разработки специальных
подходов, форм и методов работы, процесс
формирования современной картины мира в умах
учащихся не будет иметь целенаправленный
характер, представлять собой объединяющее
начало.
Вырабатываемые в фундаментальных науках
картины реальности, характеризующие неживую
природу, органический мир и социальную жизнь,
объединяются в качестве фрагментов целостной
общенаучной КМ посредством фундаментальных идей
глобального эволюционизма и историзма,
обуславливающих их взаимозависимость. Биологическое
образование, имеющее многолетний опыт
использования идей эволюции и исторического
развития несет в себе объединительный потенциал,
способный сцементировать в единое целое
представления, формируемые всеми остальными
предметами.
Такие возможности в первую очередь необходимо
искать в основах учения о биосфере и ноосфере
и основах экологии. В недрах соответствующих
им наук зародилась синергетика (теория
самоорганизации), так как способность к
самоорганизации изначально признавалась только
за живыми объектами и, следовательно, они несут в
себе фундаментальные идеи системности и
синергизма. В возможностях биологического
образования сформировать экологическую
картину мира (ЭКМ), носящую синтетический
междисциплинарный характер.
ЭКМ — это картина целостного мира в его
экологическом аспекте, отражающая общие
закономерности системно-структурного
взаимодействия предметов мира и их сред; единая,
интегральная, ценностно обоснованная концепция
гармонизации социоприродных отношений на базе
комплексного изучения взаимодействия человека,
общества и природы [1]. ЭКМ выступает в качестве
интегрирующего начала общего знания,
непротиворечиво объединяющего естественные и
гуманитарные, рациональные и внерациональные
знания. В этом ракурсе ЭКМ может рассматриваться,
как очень близкая к целостной общенаучной КМ.
По нашему мнению, такие возможности имеют место
в системе биологического образования не только
по причине того, что экология зародилась как
биологическая наука, но, прежде всего, потому, что
биология тем самым приобрела опыт использования
экологического принципа. Экологический
принцип, сформировавшийся в качестве
исходного положения, выражающего основные
требования к содержанию, организации и
проведению процесса обучения основам экологии в
школе, соответствовал потребностям образования
на данном этапе развития общества и позволял
представить рациональное знание в ясной,
образной или образно-схематичной форме в виде
модели. Однако, отнесенный к методическим
принципам, он не смог противостоять требованиям
общедидактических принципов к подаче знаний в
онтологическом аспекте даже в «Основах
экологии».
Под экологическим принципом понимается
установление в процессе обучения ассоциативных
связей между известными учащимся фактами из
изучаемых в школе основ естественных наук и
географии, их экологическую интерпретацию с
целью раскрытия сущности и закономерностей
экологических взаимосвязей в природе, выяснения
их места и значения в жизни человека, местного и
мирового сообщества, биосферы в целом.
Основная часть
Мы считаем, что при отсутствии в школе курса
экологии, школьная биология может стать
ведущей в формировании ЭКМ у учащихся,
целенаправленно используя мировоззренческие
возможности экологического принципа. Влияние на
подачу знаний в мировоззренческом аспекте
обеспечит экологическому принципу
результативность в плане формирования
целостности представлений и в самом
биологическом образовании.
Доказательством нашей позиции в отношении
возможностей экологического принципа в
биологическом образовании служат проведенные
нами соответствующие методические
исследования. Базой исследования была
внешкольная структура — Московский полевой учебный Центр
«Экосистема» (далее «Центр»), использующая
в натуралистической работе с учащимися методы
полевой экологии. В «Центре» была смоделирована
ситуация, когда значительная часть тематических
экскурсий в природные экосистемы и простейшие
полевые исследования были направлены на
выполнение практической части программ
школьного биологического образования, часто не
выполняемых в школе по различным причинам.
В соответствии с целью и задачами исследования
по подпрограмме
«Экологический ликбез» (48 часов) со
школьниками проводились тематические экскурсии
в природные экосистемы, а затем учащиеся в рамках
подпрограммы «Эколог-исследователь» (24 часа)
ставили простейшие полевые исследования,
результаты которых докладывались ими на
мини-конференциях.
Наиболее действенной их частью служил экологический
принцип в подаче биологических знаний,
немаловажную роль в результативности которого в
биологическом образовании по формированию ЭКМ
имел его основополагающий экосистемный подход.
Он применялся как к знакомству или изучению
природных объектов, и явлений на экскурсиях, так
и при постановке исследовательских работ. Суть
его заключалась в знакомстве или изучении
интересующих природных объектов и явлений в
рамках какой-либо экосистемы (лес, река, болото и
др.), с выяснением всех взаимосвязей между
объектами живой природы и окружающей их средой.
Методика исследования.
Определение уровня ЭКМ, сформировавшейся у
школьников, происходило согласно классификации
Т.В. Наймушиной — разработчика этого раздела в
философии. Ею выделены ЭКМ частного уровня
(химическая, зоологическая, историческая,
техническая и т.п.), ЭКМ фундаментального уровня
(космологическая, биологическая,
социологическая, технологическая), с
объединением их на двух надуровнях
естественноэкологическом и
гуманитарноэкологическом, а в конечном итоге в
виде общей ЭКМ [1].
Сложность процесса исследования заключалась в
нахождении объективированных путей и средств
получения «обратной связи», изучения тех
тончайших изменений, которые происходят в
мировосприятии ученика. К тому же, процесс
формирования картины мира в умах учащихся не
соотносится напрямую с простым накоплением
знаний и наращивание суммы знаний не приводит к
формированию соответствующей картины мира.
Поэтому актуальным стало применение в
исследовании новых подходов получения
информации о социально-психологических
компонентах сознания, образующих картину мира,
разработанных С.В.Тарасовым [2]. Методика изучения
категорий восприятия мира основывается на
выявлении и обработке посредством контент-анализа
смысловых единиц (категорий) информации, которую
сообщает учащийся в ответ на предъявление
стимульного материала (слов-символов).
Нами были использованы три группы стимульных
слов: для определения сформированности
уровней естественноэкологической КМ (трава,
лисица, солнце, заяц); гуманитарноэкологической
КМ (завод, планета Земля, человек, воздух) и
этической социологической ЭКМ (костер, упаковка,
еда, лес). Выявленная подсознательная информация
дублировалась получением рефлексированных
ответов с пояснениями на вопрос специального
задания. И в этом случае ответы и пояснения, как
единицы информации обрабатывались посредством
контент-анализа.
Анализ полученного материала
осуществлялся по группам классов: 5-6 классы; 7-9
классы; 10-11 классы, соответствующим
установленным С.В. Тарасовым периодам развития
категориальной структуры мировосприятия
школьника [3]. Исследование проводилось среди
школьников Москвы 11-16 лет, полностью или частично
прошедших обучение в «Центре» по соответствующим
программам с использованием экологического
принципа в подаче биологических знаний (900
человек); предварительно у 600 человек был снят
контрольный срез, позволивший оценить
сформированность ЭКМ, на базе школьных программ.
Результаты и обсуждение
Перебор всего массива информации, полученного
в результате исследования, позволил выявить
процент школьников со сформированной ЭКМ и ее
уровни. Как и предполагалось, применение
экологического принципа в полевой работе при
изучении природы, показало его высокую
результативность.
На основании анализа рефлексированных ответов
с пояснениями установлено, что экологическая
картина мира формируется более чем у половины
детей (у 68,1%) занимавшихся в «Центре». Это более чем в два раза
выше, чем у школьников, не посещавших занятия в
этом учреждении (31,9%). При этом доля детей со
сформированной общей ЭКМ и
социолого-биологической ЭКМ составила 47,2% и она в
три раза выше по сравнению с учащимися, не
посещавшими «Центр» (15,8%). Это означает, что
использование экологического принципа
сказалось в первую очередь на формировании общей
ЭКМ и ее фундаментальных уровней, связанных
большей частью обязательно с социальным блоком,
т.е. ЭКМ мировоззренческого плана (рис.1).
Рис.1. Доля школьников со
сформированными уровнями общей ЭКМ
Одновременно выявилась четкая
закономерность формирования экологической
картины мира в целом (независимо от уровня), от
количества часов и вида занятий в «Центре»
(соотносится с количеством посещений «Центра»).
Только в процессе усвоения первой части курса
«Экологический ликбез» (за одно посещение), ЭКМ
формируется более чем у половины школьников (67,5%).
При освоении курса «Эколог-исследователь» (не
менее трех посещений) их количество
увеличивается еще на 10%.
Среди 5-6-классников, посетивших «Центр» 1 раз ЭКМ
сформировалась у 57% школьников , 2 раза — у 64%;
среди 7-9-классников посетивших «Центр» 1 раз — у
61%, 2 раза — у 66,7%, 3 и более раз — у 70%; среди
10-11-классников посетивших «Центр» 2 раза у 71,5%, 3 и
более раз — у 85,5%. То есть, у школьников,
работающих по программе «Экологический ликбез»
и посетивших «Центр» в первый и второй раз,
эффективность формирования экологической
картины мира возросла в полтора-два раза, по
сравнению со сверстниками, обучавшимися
только по школьным программам.
Курс обучения на основе подпрограммы «Центра»
«Эколог-исследователь» оказывает существенное
влияние только на старшеклассников, их число со
сформированной ЭКМ возрастает на 14%, и слабо
влияет на дальнейшее увеличение количества
школьников со сформированной ЭКМ, среди
7-9-классников (3,3%). Скорее всего, прохождение
этого курса в 7-9 классах, когда еще существенно не
изменилась базовая школьная биологическая
составляющая, преждевременно.
При дифференцированном анализе по группам
классов, обращает на себя внимание высокая доля
процента школьников со сформированной общей ЭКМ
и близких к ней по целостности ЭКМ
социологической и биологической, проявившихся
вместе, у тех, кто посещал занятия в «Центре»,
возрастающая по мере старшинства и усвоения
программ «Центра». На основе базисных школьных
программ ЭКМ у школьников Москвы формируется
лишь у 27-36%, и их число не увеличивается с
возрастом по мере освоения новых предметов
биологического цикла — в старших классах их
меньше всего (рис.1).
Применение в контрольных срезах специально
ориентированного стимульного материала
позволило нам выявить сформированность ЭКМ, в
подсознании учащихся, начиная с самых низших
конкретных и частных уровней. Использование 1-й
группы слов-символов: «трава, лисица, заяц,
солнце» дало возможность определить долю
учащихся со сформированными уровнями
естественноэкологической КМ, большей частью
онтологического плана.
На базе школьных программ, ЭКМ
естественнонаучногого блока оказалась
сформированной менее чем у половины школьников
(у 42,7%), причем, большей частью, низшего
конкретного уровня. Школьное биологическое
образование с исключением из него предмета
«Основы экологии», оказалось лишь в некоторой
степени способным к формированию
естественноэкологической КМ и ее
фундаментальных уровней и то, благодаря тому, что
изначально экология зародилась как
биологическая наука, и основные ее законы
установлены при изучении биологических
объектов.
Постепенное освоение программного материала «Центра» приводит к
увеличению доли учащихся со сформированной
надуровневой естественноэкологической КМ на
5,4-16,5%, что выглядит менее эффективно по сравнению
с формированием ЭКМ
гуманитарно-социологического надуровня.
Действие экологического принципа на
формирование конкретных экологических
закономерностей онтологического плана
значительно слабее его мировоззренческого
влияния. Этот факт доказывает чистоту нашего
педагогического эксперимента в плане
использования конкретных подходов в обучении
учащихся в Центре.
В полевом учебном Центре «Экосистема» не
преподается «Экология» как предмет, то есть
подача знаний в онтологическом аспекте сведена к
минимуму. Знания учащиеся получают в
мировоззренческом аспекте через экосистемный
подход экологического принципа в их обучении
биологии. Чтобы важные экологические
закономерности стали превалирующими в
подсознании учащихся, необходима
целенаправленная работа по подобным вопросам в
онтологическом плане в рамках обучения биологии
в школе.
Вторая группа стимульных слов позволила
выявить сформированность технологического
блока общей ЭКМ. Результат оказался столь высок
(сформирована у 76% школьников), а ответы столь
однозначны, что сразу стало ясно: нельзя все это
ставить в заслугу только системе биологического
образования. Отношение к производству, как к
источнику загрязнения нашей планеты
сформировано средствами массовой информации
(СМИ). Роль биологического образования в этом
случае сведена в большей степени к подтверждению
некоей достоверности информации подаваемой СМИ,
т.е. если и в биологии говорится о загрязнении
среды производством, то информация, полученная
из СМИ, заслуживает доверия и закрепляется. В
этом случае, на такой изначально мощной базе,
воздействие экологического принципа невозможно
полноценно отследить. Оно в некоторой степени
проявляется в небольшом увеличении количества
детей со сформированной
социологическо-технологической ЭКМ (на 6%) .
Ситуация по формированию ЭКМ
социологическо-технологического направления
воспринимается двояко. Мы можем оценить этот
факт как положительный с точки зрения того, сколь
многого можно добиться с помощью средств
массовой информации, если их возможности
направить на формирование экологической
культуры у населения. Сформировавшееся же
однозначно негативное отношение к производству,
как к губителю природы, не просто настораживает,
а вызывает серьезные опасения. Все-таки, в умах
подрастающего поколения нужно формировать
сбалансированное представление о насущной
необходимости производственной деятельности
для всего человечества и реальных возможностях
сведения к минимуму вреда для окружающей среды и
самого человека. На этом примере мы убеждаемся в
значимости роли образования в формировании
объективных представлений, в сравнении с другими
социальными институтами.
Высокой оказалась доля московских школьников
со сформированной этической социологической ЭКМ
(54%), свидетельствующей о проявлении у них
экологической культуры поведения, формирование
которой относится к воспитательному процессу, а
его наскоком не ускоришь и не усилишь.
Краткосрочность пребывания учащихся в «Центре» не
позволяет оказать существенное влияние на
процесс формирования экологической культуры
Усилиями педагогов «Центра» удается лишь
несколько повысить уровень экологической
культуры среди школьников, взаимоотношений
человека и природы и увеличить их долю до 62%.
Выводы
На основании результатов анализа мы можем
констатировать:
1. В процессе обучения биологии в школе,
имеющиеся в программах элементы экологических
знаний, подаваемых в онтологическом аспекте,
приводят к формированию экологической картины
мира у 27-36% школьников, тогда как дополнительное к
школьной программе освоение биологических
знаний поданных в мировоззренческом аспекте с
использованием экосистемного подхода в рамках
эксперимента формируют ЭКМ у 57-85% школьников.
2. Как и предполагалось, воздействие
экологического принципа на подачу знаний в
мировоззренческом аспекте обеспечило результат
в плане целостности представлений в школьном
биологическом образовании, и главное, обеспечило
формирование общей ЭКМ и ее фундаментальных
уровней, большей частью обязательно связанных с
социальным блоком, т.е. близких к целостной
общенаучной КМ.
3. Действенность экологического принципа в
подаче биологических знаний, направленных на
формирование ЭКМ и целостности представлений о
мире, можно считать доказанной и рекомендовать
его активное использование в биологическом
образовании в школе и при написании учебников.
Литература
1. Наймушина Т.В. Экологическая картина мира как
форма интеграции экологического знания: Автореф.
дисс. … канд. философ. наук. Пермь, 2005.
2. Тарасов С.В. Категориальные структуры
мировосприятия школьников как предмет
психолого-педагогических исследований: Автореф.
дисс. … канд. пед. наук. СПб., 1996.
3. Тарасов С.В. Образ мира: опыт изучения
категориальных структур мировосприятия
школьников. Научное издание. — СПб., 1996.
Данная публикация подготовлена при поддержке
Международной программы стипендий Фонда Форда.
Выводы и мнения автора, содержащиеся в этой
публикации, отражают исключительную точку
зрения автора и необязательно совпадают с
мнением Международной программы стипендий Фонда
Форда или ее спонсоров.
Автор выражает признательность Фонду Форда за
поддержку.