Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
УЧИМСЯ У ПЕСКОВА
... Писателю и журналисту Василию Михайловичу
Пескову исполнилось 74!
На его «келье» в редакции газеты
«Комсомольская правда» прилеплена бумажка с
шутливой надписью: «Заповедник черно-белой
фотографии. Директор В. Песков». До сих пор мастер
снимает пленочными японскими камерами «Никон»,
не торопясь менять на цифровые...
Недавно вышедшая в издательстве «Терра» его
книга «Любовь — фотография» иллюстрирована
множеством именно черно-белых снимков, сделанных
В.М. Песковым в странствиях по всей планете: на
двух ее полюсах, на континентах Америки, Европы,
Азии, Африки, Австралии...
На 270 страницах книги без малого 700 фото!...
Конечно, выбраны лучшие! Но среди них есть и
художественные фотошедевры, которых каждый
фотомастер за всю жизнь может сделать сто, от
силы двести! Зато их с полным правом можно
отнести к истинному искусству! А художественная
фотография давно приравнена к искусству, она
младшая сестра живописи!...
Любитель природы и животных Василий Михайлович
Песков снимает их увлеченно с детства. Начинал с
простой камеры «ФЭД», потом фотографировал
«Зенитом», «Киевом»; в «Комсомольской правде»
обзавелся «Никоном». Но не сама техника
позволила признанному мастеру приблизиться к
фотоискусству, а талант, любовь, чутье к
прекрасному. Рядом с глубокими, проникновенными
очерками хорошая фотография не только украшает
их, но образует нерасторжимый сплав текста и
изобразительного материала.
Такова и новая книга В.М. Пескова!
Меня в ней прежде всего заинтересовала тема
русской природы: лирические пейзажи рек Усманки,
Воронежа, Оки, Волги, Иртыша, Енисея,
дальневосточных и камчатских водоемов с их
прекрасными окрестностями и обитателями —
зверями, птицами, домашними животными и, конечно,
человеком. На очень многих снимках «царь
природы» запечатлен живо, выразительно, с
любовью!
Почти что все пятьдесят глав книги посвящены
«секретам» фотографии: как добиться не только ее
документальности, но и художественности. Наряду
с оперативностью, терпеньем, удачей В.М. Пескову
помогают в этом отличное знание изобразительных
приемов фотографии, ее технических средств, а
также острая мысль и большая смекалка,
постоянная доброжелательность ко всему живому.
Василий Михайлович использует весь спектр
фотографической оптики — от широкоугольника до
длиннофокусного объектива; применяет и
макросъемку, и впечатывание (наложение
негативов); умело организует композицию будущего
снимка, привлекая для этого и передний план, и
контровый свет, и обрамление картинки, и верхнюю
точку съемки, и какую-то запоминающуюся деталь, и
ритм фотографического пространства, и масштаб, и
силуэт. Туман и дым костра, облака на небе, закаты
и рассветы, разливы рек в весенний паводок,
деревья, цветы — все служит для создания
художественного фотоснимка.
Образы и поэзия песковских фотографий не
стареют со временем...
Кстати, в серии книг В.М. Пескова, изданных
«Террой» за последние годы («Странствия»,
«Аляска больше, чем вы думаете», «Все это было»,
«Проселки», «Окно в природу», «Любовь —
фотография»), — каждая отлично иллюстрирована
собственными фотографиями писателя и
журналиста.
Наверное, в нашей журналистике и писательстве
не сыщешь другого такого знаменитого
автора-фотографа! У Пескова мы все учились и
учимся, газетчики-натуралисты!
Василий Михайлович — сын войны, сын пожарищ и
бомбежек. Не потому ли он так трепетно и остро
любит жизнь во всех ее проявлениях! И
запечатлевает ее словом и фотографическим
образом!...
Он не раз сильно рисковал в своих путешествиях
по планете Земля, но не был съеден медведем, не
был растоптан слоном, не замерз, не утонул, не
разбился; он счастливо выкарабкался из всех
сложных перипетий! И в этом ему наверняка
способствовали Судьба, Высшие силы! Очень
страшно, правда, читать строки, где Василий
Михайлович говорит: «Нет в лесу сегодня опаснее
зверя, чем человек!». Да, это прежде всего
вооруженный до зубов браконьер-преступник,
хапуга, не щадящий ничего живого на своем пути!
Писатель рассказывает о нелегкой судьбе Бориса
Нечаева с Северского Донца, бывшего директора
«Нижнекундрючинского охотхозяйства»,
разводившего здесь и зайцев, и фазанов, и филинов,
и орланов. Множество зверья, птиц сохранилось от
истребления на «Ноевом Ковчеге» южного
охотничьего хозяйства. Сам Борис Нечаев по ночам
с риском для жизни отбирал у местных хапуг
двустволки, обрезы, самопалы, длинноствольные
пистолеты. И это, конечно, очень не понравилось
высокопоставленным лицам, привыкшим охотиться
на всех угодьях бесконтрольно, безнаказанно!
Нечаева попросту выжили из его налаженного,
обустроенного хозяйства; пришлось Борису
переехать в Воронежскую область, где у него и
случился инфаркт...
На похоронах своего друга Василий Михайлович...
плакал! Ведь Борис не только любил и охранял
природу, но и запечатлевал ее с помощью
фотографии. «Фотографировал он одержимо. День —
съемка, ночь — проявление пленок. Все сам! Освоил
процессы цветной фотографии, результаты — по
высшему классу!... ». Камеры признавал только
широкопленочные, отечественные, с «гармошкой»;
съемка — из шалашиков. В журнале «Наука и жизнь»
все статьи воронежского натуралиста Леонида
Семаго иллюстрировались нечаевскими снимками. А
один раз Борис получил за свои фотографии
награду аж из-за рубежа!...
О таких, созвучных по духу, людях В.М. Песков
много писал и пишет. В книге «Любовь —
фотография» Василий Михайлович посвятил немало
страниц друзьям-коллегам — фотографам, кино—
телеоператорам, снимающим природу, животных в
разных странах...
Но и простые работники заповедников,
заказников, сельские жители, детвора запечатлены
Песковым широко и с любовью, признательностью!
Все это люди доброй души, щедрого сердца,
бескорыстные трудяги, которым очень нелегко
приходится в пору российских рыночных реформ.
Именно на них, немногих, легла тяжелая
ответственность за сбережение животного и
растительного мира страны, подвергшегося и
техногенному, и браконьерскому прессу.
Чтобы наши земли не стали пустыней с
вырубленными, сгоревшими лесами, с опустошенной
фауной, — об этом и бьет тревогу писатель!
И еще. Этого не случится, когда в людях с детства
воспитывается любовь к природе, к каждой малой
зверушке, к каждому лесному цветку.
Так что книги В.М. Пескова востребованы в нашей
сегодняшней жизни, они выпускаются многими
издательствами; их можно найти и в электронных
библиотеках в Интернете...
Что еще сказать?
В этюде «О моей кепке» Василий Михайлович с
юмором сообщает: износил за жизнь не одну! Часто и
терялись в странствиях! А раз знаменитую
песковскую кепку припрятала... чужая собака на
даче алма-атинского писателя — натуралиста М.Д.
Зверева; засыпала ее в уголке сада сухими
листьями! Собаке очень понравился запах кепки —
пот, всякие лесные травы, дым костра. Запахи эти
для пса — все рано что пластинка для нас с
дорогой музыкой! Наслаждался!...
Но в короткой рецензии всего не скажешь!...
Книгу В.М. Пескова «Любовь — фотография» надо
читать от корки до корки, дарить детям!