Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
... Мое увлечение фотографией началось в
детстве, в классе 6-7-м. Родители съездили в
ближайший город (а жили мы в тайге, на маленькой
железнодорожной станции) и купили
двухобъективный зеркальный фотоаппарат
«Любитель».
На ту пору для школьников это была прекрасная
камера, у которой имелись шахтный видоискатель с
лупой и специальный объектив для наводки на
резкость, сопряженный с главным. Откидывались
черные шторки, поднималась лупа, и вы приникали
глазом к этому окну в чудесный мир Природы. Там
все было как на ладони: лесные цветущие поляны с
яркими красками, речные омуты с нависшими
весенними черемухами, наш бревенчатый дом с
огородом на фоне белых кучевых облаков. Самое
замечательное, что всем окружающим можно было
подолгу любоваться, даже не снимая: такое
красочное и увеличенное изображение давал
видоискатель «Любителя».
Печатал я снимки контактным способом в темной
комнате... под столом. Широкая пленка давала
двенадцать фотографий размером 6 х 6. Конечно, на
черно-белой бумаге ничего не оставалось от
яркого, радужного окружающего мира. Поэтому
вскоре захотелось перейти на цветную пленку.
Это позволили сделать сначала ФЭД-2, потом
СТАРТ, ЗЕНИТ-ТТЛ и, наконец, пленочный CANON EOS 3000.
(Сегодня в моих фотоальбомах только цветные
снимки природы, а в архиве хранится много
прекрасных цветных слайдов).
Но, конечно, в фотографии все же главное —
хорошая оптика! Мой CANON снабжен штатным зумом с
фокусным расстоянием от 38 до 76 мм. Двукратный зум
(объектив с переменным фокусным расстоянием)
самый ходовой в практике фотолюбителя. И дает
прекрасное качество изображения на снимках.
Расширяя свои творческие возможности, я
приобрел телеобъектив Canon 75-300 мм...
... Но вернемся к тому, с чего начался наш
рассказ, — к съемке природы: птиц, животных,
цветов, жуков, бабочек, стрекоз и пр. Макросъемку
я произвожу телеобъективом Canon 75-300 мм (в режиме
макро, ближайшая дистанция наводки на резкость —
1,5 метра). Купить специальный макрообъектив Canon EF
100 mm у меня пока не хватает денег, а эта прекрасная
оптика позволяет делать снимки в масштабе 1:1.
Поэтому нашел компромиссный вариант: заказал в
Интернет-магазине удлинительные кольца для
макросъемки фирмы «KENKO» (они выпускаются для
различных фотоаппаратов).
Удлинительными кольцами, правда, для
фотоаппарата ЗЕНИТ-ТТЛ, я уже сделал немало
снимков цветов, например, багульника или мирта
болотного; грибов. А вот съемка насекомых удается
плохо: они очень подвижны, и при наводке часто
теряется резкость. Нужен все-таки специальный
макрообъектив!...
... И все же лучше иметь что-то, чем ничего!...
В начале июня нынешнего года я снимал
фотоаппаратом CANON EOS 3000 весенние грибы — строчки
и сморчки. На высоком берегу протоки Девкиной в
яркий солнечный день я увидел маленький
сморщенный, шоколадного цвета, грибок-сморчок.
Рос он у подножия молодого тальникового куста,
среди прошлогодних листьев. Пришлось их подальше
отгрести от грибной ножки. Поскольку минимальная
дистанция у теле-макро полтора метра, а сморчок
невысок над землей, прокладываю к нему «коридор»
для макросъемки: убираю валежник, гнилые колоды,
стебли брусничника и черничника. Ложусь на живот,
прикладываюсь к окуляру видоискателя
фотоаппарата. Так и есть! Мешает маленький сучок,
воткнувшийся в почву. Приходиться вставать,
снова очищать полутораметровую дистанцию
макросъемки — ведь она почти у самой земли!
Трудное это занятие — сделать в полный рост
«портрет» карликового обитателя лиственного
леса, который высотой не более семи
сантиметров!...
И все же добиваюсь полного отсутствия в кадре
лишних деталей; теперь сморчок резко и
контрастно выделяется на расплывчатом,
смазанном фоне окружающей травы, брусничника.
Так и надо мне! Щелкаю несколько раз кнопкой
спуска (перемотка пленки у CANON EOS 3000 —
автоматическая!).
При увеличении снимка до размера 15х21 см он не
потерял резкости. Хоть сейчас вставляй в
красивую рамку — и на стену в комнате
собственной квартиры! (А я уже запасся полутора
десятками рамок названного размера; дарю фото
нашей северной природы друзьям, знакомым).
То есть макросъемка телеобъективом Canon 75-300 мм
дело вполне реальное. Хотя несколько
затруднительное, и очень мелкие предметы не
удается снять в масштабе 1:1.
А теперь — о телесъемке.
... Пару лебедей я увидел днем на протоке
Девкиной, недалеко от ЛЭП-500
Магистральная-Сомкино. Было это после обеда 21 мая
нынешнего года. Денек стоял пасмурный, небо
хмурилось...
Птиц я сначала услышал, а не увидел. Кормились
они за дальними тальниками, метрах в 600-800 от меня.
Вскоре два грациозных белоснежных лебедя (самка
и самец) выплыли на чистую воду. В 12-кратный
бинокль они, увы, виднелись далеко не полный рост.
И все же я мог различить гордо изогнутые шеи,
сложенные большие крылья и пышное оперение.
Птицы, высоко поднимая зад, погружали головки в
воду, разыскивая что-то клювами в иле, в
прибрежной траве.
Лебеди иногда издавали короткие клики,
удалялись и приближались по протоке друг к другу.
Ясно, это была неразлучная лебединая пара,
дружная семья пернатых, правда, пока без птенцов.
Захотелось снять на цветную пленку
красавцев-птиц. Но для штатного объектива (38-76 мм)
расстояние до них было слишком велико. А для CANON EOS
3000 у меня тогда еще не было адаптера, чтобы
ввинтить МТО-500 (телеобъектив российского
производства с фокусным расстоянием 500 мм).
Поэтому ставлю на штатив ЗЕНИТ-ТТЛ с этой
«пятисоткой», вворачиваю в спусковую кнопку
специальный спусковой тросик (это все для
предотвращения колебаний фотоаппарата во время
съемки; с применением телеобъектива кадры могут
быть полностью смазаны, оказаться нерезкими,
если снимать с руки).
Зеркально-линзовый объектив Максутова (МТО-500)
не имеет диафрагмы, у него постоянное
относительное отверстие — 8. Понятно, что
наводить на резкость с такой «дыркой»
затруднительно, тем более что видоискатель
ЗЕНИТА-ТТЛ (1984 года выпуска!) не очень просветлен.
Однако деваться некуда: медленно вращаю кольцо
наводки на резкость МТО-500. Вот очертания птиц на
матовом стекле видоискателя приобрели
удовлетворительные очертания; нажимаю на кнопку
спуска с помощью тросика. Теперь надо перевести
пленку на новый чистый кадр. Поворачиваю рычаг
взвода затвора ЗЕНИТА и снова прикладываюсь к
окуляру: не сбилась ли резкость?...
В течение примерно получаса снимаю лебедей. Они
уже выплыли поближе, кормятся слева от
тальниковых кустов. Выбираю момент, когда
парочка устремляется максимально близко друг к
другу. Так, снова щелчок затвора!...
Отступление.
Приведу для контраста письмо моего друга из
Германии Юрия Мягкова:
«Здравствуйте, Владимир!
С удовольствием прочитал Вашу статью «Через
пойму — к Оби» и немного ее подредактировал для
чтения на ПК.
Здесь в Германии у всего населения с детства
воспитывается бережное отношение к природе. На
дорогах установлены дорожные знаки: «Осторожно:
олени, ежи, лягушки, улитки, совы» и т.д.
Я живу рядом с двумя школами, и перед моими
окнами растут облепиха — громадный куст, анютины
глазки, сирень, тюльпаны, и никто ни одного цветка
не сорвал. А дикие утки и гуси, стоит только
начать их кормить, слетаются со всей реки и не
дают даже пройти. Совсем не боятся людей. В
доказательство прикладываю фото моего сына
Сергея с нашими дикими птицами, которое я сделал
два года назад».
Таково отношение к дикой природе в городке
Хайнихайнен, на территории бывшей ГДР. Видимо,
социалистические времена для восточных немцев
оказались в духовно-экологическом отношении
весьма благоприятными!
Но вернемся к нашим российским проблемам, где
далеко до немцев.
... Итак, все же приспособив маленький, легкий
штативчик, иду на днях снимать городскую
архитектуру своим новым Рубинаром-1000 (для пробы).
С расстояния метров в 800 снимаю часы на башенке
хирургического корпуса. Они занимают почти
половину кадра (с телеконвертером ТКЛ-2 — весь
кадр!). Поворачиваю свое фоторужье в другую
сторону: крест на главном куполе храма едва
умещается в видоискатель! Вот это отечественная
оптика!...
Прислали мне Рубинар-1000 по почте в июле с.г. из
Интернет-магазина, где торгуют любительскими
телескопами для всех желающих россиян. Стоит
такой объектив-телескоп (а им можно даже снимать
Луну, другие яркие планеты) сравнительно
недорого: 4 тысячи рублей. Против многих ... сотен
тысяч рублей за японские профессиональные
телеобъективы примерно такого же фокусного
расстояния. Пока Рубинар-1000 — лучший в мире
объектив по соотношению цена-качество!...
Итак, снова — компромисс! У фотографа-любителя,
всегда стесненного в средствах, такое случается
не редко...
Кстати, о существовании телескопического
Интернет-магазина я узнал случайно, после долгих
поисков в Интернете.
Теперь, когда будет надежный штатив, я смогу,
наверное, поснимать отлетающих на юг птиц в
сентябре. Прошлой осенью на протоке Девкиной
видел большие утиные стаи, но подобраться к ним
оказалось весьма затруднительно: птицы
отплывали от меня все дальше и дальше...
Фотосъемка природы приносит большую радость не
только самому снимающему. Ею он может поделиться
с другими людьми, даря сделанные на природе
снимки. В газетной или журнальной статье о жизни
природы фотографии просто необходимы, ведь они
дают представление об ощущениях и чувствах
пишущего, вдохновленного красотой какого-то
лесного уголка, водоема, полянки, птицы,
насекомого и т.д.
Но чтобы сделать удачный кадр, надо пройти и
проехать порой десятки километров, потратить
целые дни на поиски самого объекта съемки, что
предполагает обязательные и долгие пешие
странствия, борьбу с гнусом, сыростью и холодом,
топями, лесными завалами и многим другим. Нередко
выпадает не очень уютная ночевка на берегу
протоки или в таежных дебрях.
Те, кто посвятил себя профессиональной съемке
природы, всегда оказываются в лучшем положении: у
них и фотоаппаратура, особенно объективы с
латинской буквой L, т.е. высококачественные,
гарантирующие и превосходные снимки, которые
обязательно будут опубликованы с
соответствующим денежным вознаграждением.
Снимают профессионалы в гораздо более
благоприятных условиях — в заповедниках,
заказниках, в дикой нетронутой природе.
Фотограф-любитель работает поблизости от дома, в
условиях деградированной природы, поэтому в
итоге и рассчитывает не на публикации, а в
основном на ... свой домашний фотоальбом. Время
для съемки он урывает за счет своей основной
работы. Деньги на покупку новых фотоаппаратов,
оптики и принадлежностей к ним тратит из своего
кармана, ущемляя семью, близких. Ему самому
нередко приходиться сидеть буквально на воде и
хлебе, чтобы осуществить свою заветную мечту и
купить дорогую импортную вещь, которая одна и
способна расширить его творческие возможности.
... Но если хотя бы один-два читателя с любовью
отложат вырезки моих статей с моими же снимками,
то буду вполне удовлетворен. Значит, не зря
потеряны время, средства, не зря нажиты мозоли на
ногах и не сходят царапины и ушибы на теле.
В чье-то сердце влилась Красота Природы!...
***
Эти строки были написаны до того, как я приобрел
в 2003 году современную цифровую зеркальную
фотокамеру Canon EOS 300 D. И с нею уже не расстаюсь в
моих лесных путешествиях более пяти лет! На
жестком диске моего ПК хранятся тысячи цветных
фотографий природы Юганского Междуречья, Урала,
Кавказа и др.