Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
... Не раз доводилось в своих лесных странствиях
пересекать трассы магистральных нефтепроводов,
проходящих по территории Нефтеюганского района.
Их несколько, но основные нитки: Холмогоры —
Клин, Сургут — Горький — Полоцк, Усть-Балык —
Омск, Усть-Балык — Курган — Уфа — Альметьевск,
Урьевский — Южный Балык, Нижневартовск — Курган
— Куйбышев. Все нитки идут в едином коридоре, не
считая холмогорской трубы, сворачивающей от нас
резко на северо-восток, к Ноябрьску, Пур-Пэ.
На новых магистральных нефтепроводах уложена в
землю изолированная труба диаметром 1200
миллиметров. На многие километры пустынно и
одиноко на заснеженной зимней трассе, скрашивает
однообразный пейзаж лишь автодорога, столбы
линии ЭХЗ, да километровые знаки мощной
транспортной артерии: название нитки
нефтепровода, очередная цифра километража его
протяженности, обслуживающее предприятие —
Нефтеюганское УМН с номерами телефонов для
экстренных сообщений и вызовов.
Почти вся добываемая в двух автономных округах
нефть (не считая Нягани и Урая) могучей рекой
стремится на запад по этим широким стальным
артериям, уходит к далеким
нефтеперерабатывающим предприятиям. Сотни
миллионов тонн «черного золота» в год!
Трубопроводный транспорт — самый дешевый в
стране и мире, и самый... экологически чистый и
безопасный. Как знаменитая трансаляскинская
серебристая труба, уложенная на высоких опорах,
так и наши нефте— и газопроводы, углубленные в
землю, под дно рек, озер, морей.
Из истории НУМН.
Нефтеюганское управление магистральных
нефтепроводов (НУМН) было организовано в апреле
1978 года на основании приказа Управления
нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири
Минглавтранснефти СССР. Тогда в состав УМН вошли
старейшие нефтеперекачивающие станции: НПС
Остров, ЛПДС Каркатеевы и Мамонтово с числом
работающих 602 человека. С 1968 года перекачивают
нефть в нашем регионе труженики ЛПДС Остров,
отметившие ныне 36-ю годовщину существования
предприятия. Развивалось и росло оно параллельно
с увеличивающимися объемами нефтедобычи в
Ханты-Мансийском автономном округе и нашем
Нефтеюганском регионе.
А само НУМН отпраздновало в прошлом году
25-летие! Первым его начальником был А.В.
Постоенко, а протяженность ниток нефтепроводов
составляла 517, 6 километра; емкость резервуарного
парка обеспечивала хранение 380 тысяч кубометров
сырья. Кроме перекачки нефти из северных
районных управлений производился прием нефти от
трех НГДУ ПО Юганскнефтегаз: Юганскнефти,
Мамонтовнефти и Правдинскнефти.
На рубеже тысячелетий Нефтеюганское районное
нефтепроводное управление переросло в
Нефтеюганское управление магистральных
нефтепроводов с мощной системой трубопроводного
транспорта, оборудованного автоматикой и
телемеханикой. Подчиняется оно ОАО
Сибефтепровод в Тюмени и входит в состав АК
Транснефть.
Общая протяженность магистральных
трубопроводов в однониточном исполнении
достигает почти полторы тысячи километров;
протяженность трассы — коридора линий — 500 с
лишним километров — от границы с западным
Сургутом до Кинтуса.
Вдвое возросла емкость резервуарных парков
(прибавилась ЛПДС Южный Балык в пос.
Сентябрьский), на шестьдесят процентов
увеличилась численность работающих в НУМН.
Перекачка нефти осуществляется насосным
оборудованием производительностью от 7 до 12,5
тысяч кубометров в час.
Ныне в составе управления одна НПС Сатарино и
пять ЛПДС — Остров, Каркатеевы, Южный Балык,
Салым и Мамонтово. ЛПДС Каркатеевы состоит из
четырех станций, введенных в эксплуатацию: 1969 г.
— НПС-1; 1973 г. — НПС-2; 1980 г. — НПС-3; 1985 г. — НПС-4,
которая в феврале 1994 года была выведена из ЛПДС
Каркатеевы и стала работать самостоятельно как
НПС Сатарино.
Также из четырех станций состоит и ЛПДС Южный
Балык, построенных в период с 1971 по 1982 годы.
НПС Согорская была пущена в работу в марте 1972
года и относилась к Сургутскому РНПУ. Она
производила перекачку нефти по нефтепроводу
Нижневартовск — Курган — Куйбышев. В 1978 году
станция была передана вновь образованному
Нефтеюганскому РНУ и стала называться НПС
Мамонтово. С пуском в эксплуатацию второй
очереди нефтепровода Урьевский — Южный Балык
переименована в ЛПДС Мамонтово.
Остается сказать, что более двадцати лет в
коллективе НУМН проработали ветераны труда Л.М.
Алексейкова, Н.П. Богачев, М.М. Богачева, В.А.
Брюхина, В.Н. Волков, Т.С. Голобокова, В.И. Грязев,
Л.И. Грязева, В.А. Ивашевская, М.В. Лачихина, Л.Т.
Макарова, Т.М. Норкина, Т.И. Острова, Л.И. Репина,
Г.Е. Титоренко, Е.И. Фомина.
Да, в коллективе нефтепроводчиков образовались
настоящие семейные трудовые династии Грязевых,
Даниленко и других! Например, Дмитрий Грязев
работает главным инженером ЛПДС Остров, а Максим
Даниленко — начальником службы охраны ЛПДС
Южный Балык.
Далее наш рассказ о сплаве экологии, экономики
и научно-технического прогресса в одном из
передовых структурных подразделений ОАО
Сибнефтепровод — Нефтеюганском УМН.
Приоритет технической и технологической, а
значит и экологической безопасности в УМН
налицо! Можно сказать, что здесь экологизированы
не только все оборудование, но и сознание людей!
От рядового рабочего до начальника управления!...
И все это — результат экологической политики
компании АК Транснефть, которая определяет своим
высшим и неизменным приоритетом охрану
окружающей среды!
Итак, в НУМН была разработана на перспективу
программа экологической безопасности, которая
ежегодно детализируется по каждому из
направлений природоохранной деятельности. Для
повышения экологической безопасности
эксплуатации нефтепроводов и снижения риска
возникновения аварийных ситуаций регулярно
проводятся внутритрубная ультразвуковая и
магнитная диагностика, полное и частичное
водолазное обследование переходов через водные
преграды; проводится и постоянная диагностика
резервуаров. Выявляются и устраняются опасные
дефекты, выполняется ремонт нефтепроводов с
заменой трубы и изоляции.
В НУМН разработан план ликвидации аварийных
разливов нефти (а также проводятся ежегодные
учения на эту тему), который прошел согласование
во всех государственных структурах.
Для оперативных аварийно-восстановительных
работ, локализации и ликвидации последствий
аварийных разливов нефти линейно —
эксплуатационные службы управления полностью
укомплектованы природоохранным оборудованием.
Это и мобильная экологическая помощь Парма и
Кедр, это и боновые заграждения Барьер 30 и 50, УЖ-2М,
Рубеж-Зима 150, Б3-14 и т.д.; это и емкости для сбора
нефти КТЕ-5 и 10, МП-4, ВХН-5 и 8 и др.; это и
нефтесборщики Магнум 100 и 200, ТДС-136, СПМ-5, НС-5,
Диск-Этмо, Комара-12 К, Ламор-30, Спрут-2, Комара-стар,
Комара-20, Ро-диск 60, Десми-Аллигатор; это и
установки для сжигания промышленных отходов
Смарт-Аш, Форсаж; это и сорбенты Лессорб, ВЭС,
НПМ-Р, Мульти-С, Униполимер-М, Эксорб. А в
настоящее время на вооружении юганских
нефтепроводчиков появился и быстроходный
катер-нефтесборщик Ламор-105.
Большое внимание уделяется восстановлению
земель, нарушенных при ремонтных и строительных
работах, своевременной их передаче
землепользователям. Проведена совместная работа
с ЗАО НПС Элита-Комплекс по биорекультивации
нефтешлама с использованием биопрепарата на
основе аборигенной микрофлоры деструкторов
нефти.
Сегодня в НУМН эффективно работает
аккредитованная экологическая лаборатория,
оснащенная современным высокоточным
измерительным оборудованием. Она ведет контроль
за состоянием окружающей среды в зоне
прохождения магистральных нефтепроводов и
оперативно реагирует на повышение установленных
норм качества окружающей среды.
В уходящем году проведен внутренний
экологический аудит объектов НУМН. Результаты
его свидетельствуют об успехах нефтепроводчиков
в области природопользования, охраны окружающей
среды и обеспечения экологической безопасности.
(На протяжении ряда лет коллектив управления
работает без аварийных разливов нефти! — В.Н.).
Ведется подготовка к проведению сертификации
системы управления окружающей средой на
соответствие международным и российским
экологическим стандартам.
Надо сказать, что охрана окружающей среды —
важнейшее условие развития производства,
связанного с использованием природных ресурсов.
Для НУМН, как и для всех филиалов ОАО
Сибнефтепровод в Тюменской области, это стало
приоритетным и безусловным принципом
жизнедеятельности. И сюда, в эту важнейшую сферу,
уже многие годы вкладываются значительные
средства и ресурсы!
Наверное, кое-кого из читателей может удивить
такой факт: в настоящее время все
технологическое оборудование в Нефтеюганском
УМН автоматизировано и телемеханизировано на ...
сто процентов! И это позволяет осуществлять
контроль и управление технологическим процессом
перекачки нефти с АРМ диспетчера Сургутского РДП
(ПТК «Сириус»), а контроль всех параметров работы
оборудования может осуществляться и диспетчером
ОАО Сибнефтепровод, и диспетчерами АК Транснефть
(Система Диспетчерского Контроля и Управления).
Такие современные достижения стали возможными
благодаря выполнению программы технического
перевооружения в ОАО Сибнефтепровод.
Оборудование автоматизации и телемеханизации
представлено новейшими разработками
отечественных и зарубежных фирм с
использованием приборов, работающих в самых
разных диапазонах излучений: ультразвуковые
расходомеры, микроволновые уровнемеры радарного
типа, современные системы радиосвязи,
радиорелейной связи.
За последние три года внедрены
микропроцессорные системы автоматики на трех
НПС; в настоящее время идет работа по
реконструкции автоматики на базе
микропроцессорного оборудования фирмы MMG-AM-NOV
(Венгрия) еще двух станций — на ЛПДС Каркатеевы и
Южный Балык.
В 2005 году работа по внедрению новой техники
будет продолжена — планируется внедрить
микропроцессорные системы автоматики на НПС-1
ЛПДС Каркатеевы, модернизировать систему связи
линейной телемеханики вдоль нефтепровода
Холмогоры — Клин (328-542 километры) на базе
оборудования радиорелейной связи SR-500 (Канада), а
также внедрить систему сопровождения
внутритрубных снарядов с использованием аж...
спутниковой связи!
А на земле все телемеханизированные задвижки
магистральных нефтепроводов автоматически
закрываются и открываются (по специальным
сигналам автоматики и телемеханики) с
использованием особых встроенных
электродвигателей, напряжение на которые
подается по линиям электрохимзащиты. И последние
четыре года идет большая реконструкция этих ЛЭП:
устанавливаются взамен железобетонных высокие
металлические опоры, по которым передается и
более высокое напряжение 35 кВ. По словам
начальника НУМН В.М. Одежинского, в управлении
эта работа выполнена уже на сорок процентов.
Небольшое отступление.
Наиболее массовыми и ответственными объектами
контроля и управления на телемеханизированных
магистральных нефтепроводах являются линейные
задвижки. (Только на участках нефтепроводов,
обслуживаемых НУМН, их насчитываются... тысячи! —
В.Н.). Понятно, как важно добиться надежной и
безотказной работы всех этих узлов, особенно по
обеим сторонам подводных переходов, когда надо в
считанные минуты отсечь мощный поток нефти в
поврежденной трубе.
От стопроцентной исправности линейных
задвижек напрямую зависит безопасность
эксплуатации нефтепровода. (Ведь, чтобы вручную
перекрыть какие-то задвижки на отдаленном
участке, надо высылать на вездеходе
обслуживающий персонал, что займет немало
времени! — В.Н.).
Специалистами ЗАО Предприятие Реалтайм и ООО
фирмы Вира Инвест был предложен и успешно
внедрен новый тип «интеллектуальных» шкафов
управления линейными задвижками, который
существенно упростил принципиальную
электрическую схему традиционного шкафа
управления, снизил его стоимость, повысил
надежность работы и т.д.
Все функции управления реализованы программно
в контроллере RTU MOSCAD, производимом корпорацией
Моторола. Этот контролер характеризует
высочайшая надежность (наработка на отказ не
менее 170 тысяч часов, возможность эксплуатации
при температурах от минус 40 до плюс 60 градусов по
Цельсию!). Контролер сертифицирован в РФ, и за
последние годы установлены сотни таких
контролеров в Нижневартовском, Сургутском,
Нефтеюганском УМН.
— Случайный прием команды управления или
случайная выдача команды управления по причине
сбоя работы контролера исключены! — говорит
начальник НУМН В.М. Одежинский. — Вообще у нас на
нефтепроводном транспорте широко применена так
называемая «защита от дурака»: если диспетчер по
каким-либо причинам в опасной ситуации не принял
верного решения или ошибся, автоматика отключает
нефтеперекачивающую станцию и закрывает
задвижки на аварийном нефтепроводе!
Что ж, такова современная система
диспетчерского управления технологическим
оборудованием, внедренная специалистами
Конструкторско-технологического института
вычислительной техники СО РАН на
западно-сибирских магистральных нефтепроводах,
в том числе и в НУМН!
Конечно, за последние годы для изготовления
труб таких жизненно важных для страны объектов
стали применяться новые марки стали и
изолирующих материалов, по новой технологии
строятся ответственейшие подводные переходы.
— Сейчас через Обь на нефтепроводе Сургут —
Горький — Полоцк сооружается методом
наклонно-направленного бурения уникальный
подводный переход протяженностью 1700 метров,
равного которому нет во всей европейской части
России! — подтверждает Владимир Мирославович,
опытный нефтепроводчик, многие годы
проработавший в НУМН. — Сооружает его московское
предприятие Темпобур, представительство
которого находится в Нефтеюганске. Второй наш
подрядчик по строительству подводных переходов
и новых участков магистральных нефтепроводов —
ООО Ластайм Сервис!
А подмосковное ОАО Диаскан очень серьезно
занимается у нас всем, что связано с разработкой,
применением внутритрубных диагностических
снарядов, обработкой выданной ими информации о
состоянии стенок трубы, различных дефектах
металла, сварных швов и т.д. Скоро сопровождение
этих снарядов будет осуществляться с
применением спутниковой связи!...
Понятно, что такая диагностика касается в
первую очередь старых трубопроводов,
эксплуатируемых 20-30 лет. По результатам
диагностики они проходят или аттестацию
(получают возможность дальнейшей эксплуатации),
или принимается решение о замене их,
строительстве новых. И генеральным подрядчиком
таких работ является ЦУП Стройнефть —
структурное подразделение АК Транснефть,
которое и контролирует ведущееся строительство.
(Это делают и Технадзор, и кураторы ОКСа НУМН, что
исключает брак СМР! — В.Н.).
В конечном же счете все затраты диктует
экономическая целесообразность, ибо
строительство и подводных переходов, и новых
участков магистральных нефтепроводов больших
диаметров, и новых нефтеперекачек очень дорого!
На НПС, кстати, работают синхронные
электродвигатели очень большой мощности (до 12
МВт!), потребляющие большое количество все
дорожающей электрической энергии. (Внедряемые
цифровые регуляторы возбуждения таких
синхронных двигателей обеспечивают оптимальный
режим работы электрооборудования! — В.Н.). И
все-таки в связи с падением в 90-е годы добычи
нефти некоторые станции (в частности, НПС
Ключевскую) пришлось законсервировать. В то же
время, когда в последние годы растут и добыча, и
поставки нефти за рубеж, ранее
законсервированная НПС Юган в Нижневартовском
районе вступила в строй и качает нефть по нитке
Нижневартовск — Курган — Куйбышев. Возможно, со
временем дойдет очередь до расконсервации НПС
Ключевская, давненько построенной в нашем
регионе на нитке магистрального нефтепровода
Холмогоры — Клин!
Повторю еще раз: расстояние между НПС, объемы и
режимы перекачки рассчитываются с учетом
экономически целесообразных затрат
Сибнефтепровода и АК Транснефть в целом!
Однако, по словам В.М. Одежинского, они только
осенью 2004 года повысили тарифы на перекачку
нефти, а предыдущие два года давали возможность
спокойно и стабильно работать и добытчикам, и
себе, конечно, тоже!...
О многом, ввиду недостатка газетной площади,
придется умолчать в моей статье. Но вот вкратце: в
НУМН не остаются без внимания ни состояние
резервуарных парков, ни системы автоматического
пожаротушения горящей нефти в них (запускается в
производство новый тип пожаротушения —
послойное, с вводом в объем горящей нефти
низкократной пены); вокруг резервуарных парков
созданы три линии защиты. Большая работа
проведена по молниезащите резервуарных парков и
даже защите их и станций от статического
электричества, образующегося при
транспортировке нефти по трубам.
Подразделения пожарной охраны работают на
современной, последнего поколения, автотехнике,
приобретаемой НУМН.
Принимаются во внимание, конечно, и угрозы,
связанные с террористическими актами, ввиду чего
усилена своя ведомственная охрана, четко
скоординированы действия с органами МВД,
населением нефтепроводных поселков.
Растет и мастерство рабочих, знания и опыт
специалистов. Ежегодно проводятся конкурсы
профессионального мастерства (трижды лучшим по
профессии в ОАО Сибнефтепровод становился
электрогазосварщик НУМН Радик Шайхлисламов; он в
2003 году победил и на конкурсе в АК Транснефть!).
Девятнадцать молодых специалистов
Нефтеюганского УМН обучаются сегодня заочно в
вузах; в Тюменском нефтегазовом университете по
направлениям нашего УМН учатся 13 стипендиатов —
как правило, дети работников управления.
Регулярно и среди молодых специалистов
проводятся конкурсы, рассматриваются их научные
работы. В текущем году на конкурсе
Сибнефтепровода от НУМН участвовало девять
молодых специалистов, и работы двоих из них
признаны довольно высокого уровня. Так, мастер
ЛПДС Южный Балык Евгений Немов занял первое
призовое место в секторе «экология», предложив
на конкурс разработанное им оборудование по
нейтрализации от нефти и шламов извлеченных из
трубопроводов очистных скребков. (Раньше отходы
выливались прямо на местность! — В.Н.).
И еще. Вряд ли найдется в Нефтеюганске другое
такое предприятие с высоким уровнем социальных
льгот, при стабильной и высокой заработной плате
нефтепроводчиков, сравнимой с зарплатой
сургутских и юкосовских нефтедобытчиков. За
десять процентов стоимости путевки юганцы
лечатся и отдыхают в санатории «Сибирь» под
Тюменью, в других санаториях страны; только на 50
процентов оплачивают они пребывание своих детей
в детских садах; бесплатно расселяются из
ветхого жилья во вновь построенный 18-квартирный
дом в Сивысь-Яхе (24-квартирный благоустроенный
дом не так давно был построен и в пос.
Сентябрьский). Программа жилищного
строительства будет продолжена и в последующие
годы, поскольку в очереди на получение квартир и
улучшение жилищных условий сегодня стоит каждый
третий нефтепроводчик.
Такая забота о людях не может не сказаться на
повышении производительности их труда,
ответственности на каждом рабочем месте, а в
конечном счете — обеспечении стабильной
безопасной работы всех станций нефтеперекачки и
всех обслуживаемых участков магистральных
нефтепроводов!