Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
Хозяева деревенских изб стараются не отставать
от городского жителя. Телевизор, стиральная
машина, холодильник, платяной шкаф, стеклянный
сервант, уставленный кофейным и чайным
сервизами, большими и малыми рюмками и фужерами
— всё это есть во многих домах. Но кое-где в
таёжных деревушках встречаются дома, внутренняя
обстановка которых потрясает воображение
прихожего. И чего только здесь нет! Здесь и
старинная русская расписная прялка, и
необыкновенный по форме самовар. Здесь и иконы
разного письма, разных времён. Здесь и
разрисованные с металлической оковкой
крестьянские сундуки и сундучки, стоящие друг на
друге. Вдоль стен висят поразительные по выдумке
резные деревянные шкафчики. Здесь, наконец, в
изобилии старинная русская одежда, праздничная и
повседневная, женская и мужская. Она развешена по
стенам, она в сундучках. Порой кажется, что
находишься в этнографическом музее, до предела
забитом редчайшими экспонатами.
... Жаль, что домов с уникальной утварью на
Северном Урале с каждым годом становится всё
меньше и меньше. Хозяева уходят в мир иной, а их
потомство уже давно в город перебралось. Быт
предков для потомства — это пережиток прошлого,
оно его не интересует. Хорошо, если это домашнее
искусство в музей попадёт. Но в большинстве
случаев вещи расходятся по рукам, а то и вовсе
сжигаются за ненадобностью.
Старики умирают, дома заколачиваются, деревня
забрасывается. И сколько же таких
деревень-поселений, приютившихся в свое время на
берегах наших рек, несущих свои быстрые воды с
гор Седого Урала, потеряли мы, не сберегли?! Таких
деревень-потерь на Северном Урале много. Очень
много. Редко кто помнит сейчас, что на берегах
Сосьвы когда-то были деревеньки Тренькино,
Усть-Шегультанка и другие. О деревне Тренькино в
наше время разве что Тренькинские скалы с
неглубокой пещерой напоминают. Прибрежная
таежная деревенька заброшена, а скалы, в связи с
прорытием отводного канала, остались в стороне
от русла Сосьвы, используемого туристами для
сплава.
Сейчас на берегах Лозьвы в Ивдельском районе
затухает некогда многолюдная деревня Юркино. В
ней остались только старики. Горькая участь уже
брошенных поселений на этой реке постигла Ушму и
многих других деревень — поселений.
На грани исчезновения в верховьях Каквы
находится поселок Каквинские Печи, славившийся в
свое время вкуснейшим хлебом, выпекавшимся
местными мастерами — пекарями в печах с дровяным
отоплением. Когда-то на левом берегу Каквы уютно
располагалась небольшая деревенька «Каква». Во
второй половине прошлого века жители потихоньку
стали перебираться в соседние города, дома
оставались без хозяев и разбирались туристами и
приезжими на дрова, деревенька пустела. Со
временем от некогда большой и красивой деревни с
названием «Каква» остался только один дом, в
котором доживали свой век приветливые хозяева
Алексей Иванович и тетя Тася Константиновы.
Туристы, сплавлявшиеся по реке, и редкие водители
автомашин часто останавливались у моста и шли
проведать пожилых людей, побеседовать с ними,
свежего молочка закупить. Около двух десятков
лет старики жили одни. Несколько лет назад т. Тася
похоронила мужа, но переезжать к сыновьям в
Карпинск отказалась, осталась одна жить в доме на
берегу Каквы в окружении лесного соседства.
Здесь, наверное, трудолюбивая и бесстрашная тетя
Тася и встретила бы свои последние дни, но
неожиданно вмешалась сама судьба-стихия. Весной
2008 года вспыхнувший лесной пожар перекинулся на
ее подворье и в одночасье спалил дом тети Таси,
оставив от него только одни печные трубы. По
счастливой случайности сама хозяйка дома не
пострадала.
Другие же деревни-поселения Каква потеряла
давно. Только пожилые люди помнят еще поселок
Исаковский, Башеневку, Галку, Шихан, Полутовку,
полностью исчезнувшие деревни нашей реки Каквы.
Да, поистине, что имеем — не храним, потерявши —
плачем. Бедная Русь, многострадальная Русь. Когда
же ты, народ, чтить память о предках своих будешь?
И когда свою родословную дальше бабушек и
дедушек знать и беречь будешь?