ГЛАВНАЯ >>> ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА О ПРИРОДЕ


Главная
    Физическая география
    Геология, геодезия и почвоведение
    Микология и лихенология
    Ботаника и геоботаника
    Зоология беспозвоночных
    Зоология позвоночных
    Водная экология и гидробиология
    Цитология, физиология, медицина
    Экологические проблемы, мониторинг
    Охрана природы и заповедное дело
    Экологическое образование
    Художественная литература о природе

Скачать наши приложения из магазина RuStore
Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore
Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes

Приложение 'Манок на птиц: птицы Европы - песни, позывки, голоса птиц' для смартфонов и планшетов Андроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:


Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

© В.П. Назаров

ОТ МЕЗОЛИТА... ДО НАШИХ ДНЕЙ

1. ПЕРВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕВЕРНЫЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС.

9-14 сентября 2002 г. в Ханты-Мансийске прошел первый Международный северный археологический конгресс. Подобных значимых и представительных форумов археологов многих стран мира — Канады, США, Дании, Франции, Германии, Польши, Японии, России, скандинавских стран и т.д. — не было аж с... конца девятнадцатого века! Около двухсот участников, из них не менее полусотни иностранцев, в течение недели обсуждали злободневные научные вопросы.

Материалы конгресса подробно изложены в специальном выпуске российского исторического иллюстрированного журнала «Родина». Многочисленные статьи и доклады, опубликованные там, создают живое впечатление того, что Север с древнейших времен был обитаем человеком... «Земля Санникова каменного века» — нынешний остров Жохова в Северном Ледовитом океане, «Златокипящая Мангазея» и другие значительные находки дают тому убедительное доказательство.

В журнале «Родина» опубликована и интересная статья директора Нефтеюганского муниципального предприятия «Центр историко-культурного наследия» Г.П. Визгалова (написанная в соавторстве с С.Г. Пархимовичем) — «Мангазейское притяжение».

Мангазея — первый русский город Сибирского Заполярья — возник в 1601 году в низовьях реки Таз (на территории нынешнего Ямало-Ненецкого автономного округа). Он просуществовал чуть более 70 лет, и в силу ряда причин затем переместился на приток Енисея реку Турухан и стал Новой Мангазеей (ныне Туруханск).

Какие только эпитеты не давались Мангазее — и «златокипящая», и «золотое дно», и «пушной Клондайк»! Всему причиной было обилие ценного пушного зверя и высокие цены на меха. Продав две черно-бурых лисицы, удачливый путешественник мог стать богачом, купив на родине 20 десятин земли, хату, пять добрых лошадей, десять коров, да еще и на черный день оставить средств.

Слово ученому-археологу Г.П. Визгалову:

— Городище Мангазея находится на севере Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа, в 20 километрах к северу от полярного круга. Впервые рекогносцировочное археологическое обследование памятника было проведено в 1946 году, а с 1968 по 1973 годы состоялись археологические раскопки, предпринятые Арктическим и Антарктическим НИИ с привлечением сотрудников Института археологии. Были исследованы постройки городской крепости и видимые сооружения посада. Собраны тысячи разнообразных предметов из дерева, бересты, кожи, стекла, кости, металлов. Найдено большое количество корабельных досок, деталей и предметов оснащения судов.

На основе полученных материалов авторами исследований сделаны графические реконструкции города и парусного судна допетровской эпохи — коча.

В 2001 году исполнилось 400 лет со дня основания Мангазеи, сыгравшей особую роль в освоении русскими Севера Сибири. К этой дате и были приурочены комплексные научные исследования с целью разработки программы по сохранению и использованию памятника для науки и общества. Центром историко-культурного наследия был собран коллектив из представителей разных наук — историки, археологи, музееведы, археологи, дендрохронологи, геодезисты. Кроме специалистов в работе приняли участие сотрудники управления культуры Ямало-Ненецкого автономного округа и Красноселькупского района.

В результате полевых работ 2001 года сделана профессиональная топографическая съемка местности, где расположено городище. Раскоп площадью 81 кв. м был заложен на территории посада в старом раскопе (1972 года). Выяснилось, что на всей площади раскопа культурный слой не докопан и раскопки велись только вдоль видимых деревянных конструкций, причем, сами конструкции не разбирались. Всего в раскопе было расчищено 4 срубных постройки, одна из которых была сделана из судовых деталей — киля и бортовых досок. В 3-х постройках обнаружены развалы глиняных печей, еще одна печь найдена вне построек (вероятно — летняя кухня). Самый нижний венец «кочевой постройки» был составлен из одного киля, распиленного на 4 части. Составив все эти части на песчаном берегу Таза, мы получили представление о том, как выглядело основание загадочного русского морского судна — коча.

Общее количество обнаруженных находок — более 600, не считая фрагментов керамики. Много изделий из железа — гвозди, корабельные скобы, ножи, шилья, сверла, наконечники стрел, подковы для обуви, части оружейного замка, иголки. Изделия из цветных металлов — обломки котлов, нательные кресты, пуговицы, монеты (36 штук), пломбы. Изделия из кости и рога — рукоятки ножей, ножи для чистки рыбы, гребни, крюки для подвешивания, кубик для игры в зернь. Изделия из дерева — части бочек, поплавки, лопаточки, мешалки, весла, ножи для чистки рыбы, копылья от нарт, фрагменты лыж, футляр для печати, корыто. Много бересты, используемой для туесов, поплавков, посуды. Большое количество кожи — остатки обуви (башмаки, поршни, сапоги), обрезки одежды, ножны, сумочки. Найдены стеклянные изделия — осколки штофов, цветного витража. Много глиняной посуды. Благодаря мерзлоте прекрасно сохраняются куски меха, человеческие волосы, ткань. Найдено много фрагментов изделий из импортного английского сукна — рукавицы, обрывки рукавов, портянки.

Благодаря прекрасным консервирующим условиям севера биологами были отобраны многочисленные образцы для анализов. Сделаны спилы для дендрохронологического анализа (определения возраста деревянных построек), собраны кости животных, рыбья чешуя, личинки насекомых, куски меха, волосы и зубы человека, семена растений, образцы культурного слоя для бактериологического анализа. Уже в поле были сделаны выводы о том, что в Мангазее разводили свиней (кстати, это самая северная в мире точка свиноводства в 17 веке), коров, лошадей, а среди привозимых продуктов были лесные орехи, вишня, среднеазиатская слива.

Выяснилось, что памятник разрушается не только по объективным причинам, но имеет место и человеческий фактор. Ежегодно культурный слой разрушают местные жители с целью «кладоискательства». Археологические раскопки 60-70-х годов разрушили верхний слой, из-за чего нижние слои стали оттаивать и остатки построек и изделий из кости, ткани и кожи стали быстро разлагаться.

Новые исследования Мангазеи показали, что необходимо начать долговременные масштабные раскопки с использованием различных научных методов. Находки, полученные при раскопках, позволят составить коллекции для большинства музеев всей Тюменской области. Вряд ли найдется еще один памятник, содержащий такое количество разнообразных прекрасно сохранившихся предметов по русской культуре 17 века. Найденные корабельные конструкции позволят наиболее достоверно восстановить облик русского коча. Судовые детали и сам восстановленный коч могут стать отличными экспонатами в любом музее Ханты-Мансийского округа, в том числе и в музее Оби. Сохранившиеся венцы срубов также являются интересным объемным экспонатом, например, для окружного или Сургутского краеведческих музеев.

На самом памятнике можно исследовать и реконструировать какой-нибудь объект, например, часть кремля, посада, мостовой или собор, который бы стал местом для посещения гостей области и округов, а также для тех самодеятельных исследователей, которые ежегодно приезжают с разных концов области и страны с целью побывать на месте легендарной златокипящей Мангазеи.

Проектов по использованию наследия, связанного с Мангазеей, может быть несколько, но сегодня важно понять, что история освоения русскими севера не может рассматриваться и изучаться внутри сегодняшних административных границ округов и области. Невозможно написать историю Ханты-Мансийского округа, историю Ямало-Ненецкого округа, историю юга Тюменской области без Мангазеи, Обдорска, Березова, Сургута, Тобольска, Тюмени. Существуют памятники, исследование и использование которых требует участия всех трех субъектов Тюменской области. К таким относится и Мангазея.

Сегодня в популяризации краеведения Ханты-Мансийского автономного округа наблюдается явная нехватка материалов по истории и культуре русского населения Севера Сибири. Стандартный «набор» практически всех музеев — разделы по археологии первобытности и средневековья, этнографии ханты и манси, современному промышленному освоению края. Между тем большинство населения округа русские, которые слабо себе представляют «русскую» Сибирь. Заполнить этот пробел могут результаты исследований Мангазеи.

2. ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ В ... СТОЙБИЩЕ ПУНСИ!

Ежегодно археологические работы и раскопки проводятся Центром историко-культурного наследия и в Нефтеюганском районе. В юртах Пунси близ озера Большое Каюково открыто самое раннее городище коренных народов. В поселке Тывъега (недалеко от Лемпино) в результате аварийных раскопок (на этом месте пройдет скругление федеральной дороги) обнаружено жилище одиннадцатого века.

Рассказывают археологи, сотрудники Нефтеюганского историко-культурного центра Лада Ивасько и Олег Кардаш:

— Много исторических тайн сокрыто в богатых древностями недрах Сибири. Археологи пока не знают точных ответов на вопросы, когда и кем заселялась, откуда пришли в Сибирь древние люди?

Недавно открытое в Нефтеюганском районе укрепленное поселение каменного века близ хантыйских юрт Каюковых должно помочь нам ответить на некоторые из этих вопросов.

Отличительной чертой северных поселений является исключительное использование дерева для строительства жилых домов, землянок и укреплений на протяжении всей истории, от начала заселения края. После разрушения деревянной постройки через какое-то время от нее ничего не остается, кроме большой ямы (впадины).Такую яму в лесу, пожалуй, было бы невозможно отличить от множества других природных. Если бы не одна особенность Западно-Сибирской равнины — песок. Через закрытые дерном супесчаные почвы вода проходит быстро и не успевает размыть микрорельеф местности. Поэтому любая яма сохраняет первоначальные очертания в течение нескольких тысячелетий.

Это помогает археологам безошибочно выявлять древние поселения и городища. Более того, часто еще до раскопок можно довольно точно определить форму и размеры постройки, места входа и расположение очага. Иногда обследование таких руин на поверхности дает больше информации, нежели раскопки, поскольку древесина за долгое время истлевает без следа. Так же исчезают и многие другие предметы обихода и деятельности древнего человека, сделанные из бересты и травы, из костей и шкур животных. Остаются лишь те, что были сделаны из нетленных материалов — камня, обожженной глины, металла. Чем древнее исследуемая эпоха, тем меньше материальных остатков прошлого.

Трудно представить историю любого народа, а особенно древнего, только лишь на основании хозяйственно-бытовых занятий, реконструируемых обычно по остаткам орудий труда. Не менее важно приоткрыть тайну его духовной культуры, его верований и обычаев, представлений о мире и себе...

Для древних обществ различные знаки-символы имеют колоссальное значение. В них закодирована информация, которая считалась необходимой для сохранения и жизнеобеспечения древнего коллектива...

В процессе исследования каюковского городища выявлена оригинальная для неолитического населения Западной Сибири символика, которая ставит его в ряд неординарных открытий последних лет.

Памятник был выявлен еще в 1991 году, но долгое время не привлекал особого внимания, поскольку на поверхности не проявилось четких очертаний, а было видно лишь смешение множества ям. Сложность формы воспринималась как причудливое сочетание естественного рельефа и руин археологических объектов. Для атрибуции этого памятника не находилось каких-либо аналогий среди множества других хорошо известных на Севере археологических объектов. И только при проведении детального обследования удалось частично приоткрыть завесу тайны замысловатого сооружения. На поверхности стали явно различимы несколько впадин, расположенных вокруг самой большой центральной, с которой к тому же все были соединены отдельными коридорами.

Расположенные по кольцу остатки построек (ямы) к тому же оказались опоясаны единым рвом... Перед западным входом в городище, снаружи рва, слева и справа от него симметрично расположены остатки двух кострищ.

Раскопанная постройка в древности представляла собой жилой дом в виде прямоугольной полуземлянки размерами 4х5 метров с тамбуром и небольшим коридором, ведущим в центральную постройку. Вместе с перекрытием стены были засыпаны слоем грунта и заложены дерном.

Из деталей интерьера восстанавливаются относительно ровный пол, иногда близ стен покрытый деревом, и углубленный в пол очаг в центре помещения.

Диаметр всего городища не превышает 30 метров.

По радиоуглеродному методу определен абсолютный возраст памятника — последняя треть V тысячелетия до н.э.

Уже сейчас можно утверждать, что он представлял собой укрепленное кольцевое (круглоплановое) поселение, с ориентировкой входов по оси запад-восток. Кольцевую структуру задает, прежде всего, ров, опоясывающий поселение и образующий внешний круг. Определено, что именно с него начиналось строительство городища. Значит, для поселенцев он представлял особую значимость. Обычно ров должен защищать от недружелюбного окружения — зверей или воинственно настроенных чужеродцев. Но этот ров неширок и неглубок. Очевидно, очерченный им круг был предназначен охранять жителей от опасностей иного рода — злых духов и чужих божеств.

Внутри внешнего круга находились жилые дома, судя по зафиксированным остаткам, их было пять. Они, в свою очередь, также образовывали кольцо вокруг центральной постройки в виде пятиугольника. Генезис пятичастных знаков восходит к неолитическим раннеземледельческим культурам. В VII тыс. до н.э. в Малой Азии впервые появился символ пятиконечной звезды, широко известный также в неолите Ирана, Месопотамии, Крита. Схема планировки каюковского городища близка принципу индоевропейской мандалы, которая является графическим символом устройства Вселенной. В основе мандалы лежит диск, круг, окружность, в которую вписан какой-либо геометрический многоугольник. К примеру, в поздней буддийской традиции это квадрат, а в центре каюковского круга — пятиугольник.

Такой планировки неолитических памятников не было до сих пор известно не только в Западной Сибири, но и на Урале. Наиболее ранние кольцевые сооружения здесь относятся к эпохе бронзы. Это целый ряд поселений ташковской археологической культуры рубежа III-II тыс. до н.э. и древние круглоплановые протогорода Аркаим и Синташта первой половины II тыс. до н.э.

Планировочная организация поселения на стойбище Каюковых обнаруживает высокую степень родства с архитектурой Европы и Передней Азии...

Основываясь на известном археологическом материале, трудно связать появление Каюковского городища с неолитическим населением сибирской тайги или уральских лесов. Жители его пришли из более отдаленных мест, и если не из среды древнейших земледельческих (протоиндоевропейских) обществ, то, по крайней мере, из контактных с ними территорий. Освоение неизвестной земли наверняка сопровождалось трудностями и опасностями различного характера. Это могли быть и чужеродные племена, и неведомые звери, и пугающая глушь тайги. Структура поселения как символа-знака не только отражает строительные и мировоззренческие традиции пришельцев. Воспроизведение ее было направлено на создание в чужом пространстве привычных признаков, знакомых ориентиров. Традиционное устройство поселка служило и оберегом, и знаком своим богам — ведь кроме них и птиц никто не мог увидеть поселение целиком сверху.

В пользу южных корней каюковского населения есть и другие свидетельства. В частности, есть основания предполагать преднамеренное сожжение поселка самими жителями. В раскопанном доме пожар начался изнутри, но довольно далеко от очага, который вряд ли был причиной возгорания. При случайно вспыхнувшем пожаре, скорее всего, сгорела бы одна постройка, ведь все они сверху были покрыты песком, который быстро тушит огонь. С другой стороны, в жилище нет следов паники и беспорядка, вызванного пожаром, — помещение тщательно прибрано. Здесь не найдено ни одного целого предмета обихода — горшка или орудия. Видимо, у жителей было достаточно времени забрать вещи.

К слову, необычайная чистота оставленных жителями поселков отмечена С.А. Григорьевым для Аркаима, Синташты и вообще поселений индоиранского круга. Сожжение поселков после оставления характерно в индоевропейских обществах с развитым культом огня. Возможно, у каюковского населения также существовали представления, связанные с почитанием огня. С этой точки зрения легко объяснить назначение двух кострищ перед западным входом в городище — в них нет следов приготовления пищи, скорее, они были ритуальными и использовались для «очищения» входящих.

Видимо, как составную часть ритуала, связанного с оставлением поселения, можно рассматривать и найденные в раскопанном на Каюково жилище два плоских днища от керамических сосудов, на которых нанесены знаки-символы. На одном изображен вписанный в круг крест. Этот солярный символ небесного огня географически и хронологически распространен довольно широко, у многих народов в разные времена. Есть посуда с такими символами каменного и бронзового веков в Зауралье.

В.Т. Ковалева связывает ее появление в лесной полосе с пришлым населением мигрантов из Причерноморско-Каспийского региона. Особенно интересен знак на втором днище, аналогии которому пока неизвестны в Западной Сибири и Зауралье. Он очень специфичен и похож на изображение лабриса (двулезвийного топора) у древних земледельцев Южной Европы и Передней Азии.

Лабрисовидные изображения связаны с образами черепахи и небесно-солнечного дракона, их можно считать иллюстрацией очень древнего космогонического мифа. Л.Я. Штернберг воспроизводит индоиранский вариант этого мифа в следующем виде: «После великого потопа образовался космический океан... .во всю длину океана протянулась космическая ... .черепаха, душой которой был сам создатель, ее ожививший и одушевивший. Когда же настал момент для сотворения земли, создатель вышел из недр черепахи, принял свой собственный облик и поднялся ввысь и пустил в нее стрелу, которая прошила насквозь. После этого убитое чудовище погрузилось на дно, образовав подножие земли, и из середины ее выросла мифическая гора Сумер, содержащая все земные богатства... ».

В.Н. Даниленко справедливо связывает этот миф также с темой рождения и движения солнца (дракона), поднимающегося из пучины (мирового) океана и заходящего в него. Исследователи отмечают, что представление о Земле как первозданной тверди зародилось в глубочайшей древности в сознании первобытных земледельцев и скотоводов. Бытование лабрисовидных изображений и связанной с ними мифологической основы ограничено как в пространстве, так и во времени. Наиболее ранние найдены на керамике неолитического поселения Чатал-Хююк в Западной Анатолии, поздние — у южноевропейских землевладельцев неолитической культуры Триполье-Кукутень.

Итак, на основе необычайной для древнего населения тайги символики Каюковского городища выдвинута гипотеза, что оно было основано выходцами из индоевропейского мира одной из наиболее ранней, неолитической волны миграций. Их родина могла быть всего лишь окраиной древнеземледельческой ойкумены. Видимо, в результате долгих . постоянных и довольно тесных контактов с соседями были восприняты элементы зарождающейся индоиранской религии, что невозможно без знания языка.

Последующие раскопки городища наверняка принесут много новых и необычайных открытий, которые помогут историкам заполнить еще одну страницу древнейшей летописи Сибири.

3.СОХРАНИМ ИСТОРИЧЕСКОЕ ДОСТОЯНИЕ!

Укрепленное поселение каменного века Каюково-2 находится в Нефтеюганском районе ХМАО, в 55 км к югу от г. Пыть-Ях и в 44 км к юго-востоку-востоку от поселка Куть-Ях. Поселение расположено на южном краю гривы (песчаной возвышенности, поросшей сосновым лесом и окруженной болотом) в 2, 5 км от озера Большое Каюково, правобережье верхнего теченья реки Салым, на юго-западной окраине хантыйских юртов (деревни) Пунси.

О памятнике подробно рассказано в книге «Материалы и исследования по истории Северо-Западной Сибири», вышедшей в 2002 году в Екатеринбурге, в издательстве Уральского государственного университета.

Когда-то эта территория входила в обширный Салымский край...

Но прежде о недавнем открытии нефтеюганских археологов, сделанных в районе озера Соровское, что недалеко от пос. Салым. По словам Георгия Петровича Визгалова, ими найдено... мезолитическое жилище (древние люди жили здесь еще в VII-VIII тыс. до н.э.). Чтобы уточнить дату, малые образцы угля, найденные у озера, будут отправлены на радиоуглеродный анализ в Швецию (там делают такие анализы даже по крупинкам археологического материала!).

Археологическая разведка Соровских озер принесла еще несколько интересных открытий: найдено святилище эпохи ранее железного века с... бронзовыми идолами. Отливались идолы на месте из привозного металла (скорее всего — уральского). Так что история Салымского края простирается от мезолита до наших дней!...

В 1911 году Тобольский губернский музей организовал научную экспедицию в Салымский край с целью изучения растительности, животного мира и населения по реке Большой Салым, притоку Оби.(Ныне это территория Нефтеюганского района). Экспедиция предоставила в распоряжение исследователей Тобольского Севера не только ценную этнографическую коллекцию, иные научные материалы, записи, но и уникальную серию фотографий, запечатлевших многие стороны жизни коренного населения.

Участники экспедиции — научный сотрудник Тобольского музея Л.Р. Шульц, студент-естественник Б.Н. Городков (известный впоследствии ученый-геоботаник, тундровед, исследователь Сибири и Арктики), художник Г.И. Лебедев — прошли водным путем по Оби, Салымской протоке и Большому Салыму, фиксируя на фотографические пластинки живописные пейзажи, наиболее интересные этнографические сюжеты.

Салымские ханты расселились на территории края раньше всех остальных этнических групп. На их культуре рано сказалось русское влияние. Уже в начале ХХ века в значительной степени были утрачены многие специфические черты национальной культуры, язык. В Салымских юртах — небольших поселках, равномерно расположенных на всем протяжении реки, -разводили лошадей, коров, овец, строили «русские» избы. Рыболовство было развито в большей степени, чем охота, носило товарный характер. Вместе с тем черты самобытного хозяйственного уклада, традиционной религиозной, социальной организации коренных жителей Салымского края явственно проступают на старинных фотографиях.

Сейчас, через 91 год по прошествии Салымской «экскурсии» (именно так именовалось путешествие в отчетах экспедиции), давние фотографии стали не только бесценным памятником почти исчезнувшей ныне традиционной культуры салымской группы хантов, но и свидетельством безупречного служения своей профессии ученых-исследователей Тобольского Севера начала прошлого столетия.

Представляемые читателям фотографии взяты из фондов Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Автор текста — И.Ю. Мартемьянова, она же составитель комплекта открыток «Экскурсия в Салымский край», отпечатанных в декабре 2001 года в Нефтеюганской типографии по инициативе Центра историко-культурного наследия (директор Г.П. Визгалов).

В свое время, когда только был создан этот Центр (аналогов ему нет ни в одном другом городе ХМАО), местные власти обещали построить в Нефтеюганске новый современный музей, где можно было бы разместить обширные археологические коллекции, материалы экспедиций и научных исследований ученых-археологов. Но все это осталось на уровне благих пожеланий!

Более того, ни один из ценных археологических памятников на территории Нефтеюганского района официально не охраняем! Все проекты по организации природно-заповедных и историко-культурных территорий оказались под сукном у чиновников. Не уготована ли им участь Барсовой горы в Сургуте, где из 4 тысяч археологических объектов в сохранности ныне оказалось лишь 1, 5 тысячи. Остальные безвозвратно утеряны!

Читать дальше >>>

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

Оглавление книги В.П. Назарова "Песнь и плач Матери-Земли":

Предисловие А.Ф. Меркера
Часть первая: "Природная лирика"
  Гроза над полем
  Роса на траве
  Щедрость июля...
  Грибное царство
  Цветы лета
  Березы
  Снежная чаша
  Зеркало марта
  Ловчие сети
  Неженка
  На речке детства
  Черемухи белый цвет
  Весеннее чудо
  В ожидании царь-рыбы...
  Голубой день
  «Бессмертный» кедр!
  «Здравствуй, Михайло Иваныч!»
  Рябиновые светофоры
  Добрый волшебник
  Дятловы «праздники»
  Солнцеворот
  Ожидание большой капели
  Синичкина песня
  «Кадрили» городских сорок
  Снежная белизна и вальс Шопена
  Мартовский ручей
  За «карасями»...
  Петрович, олигархи и ночной костер
  Кукушки на... проводах
  Одна заря спешит сменить другую...
  «Лунные» цветы
  Юганские «чик-чирики»!
  На налима...
  Гостья с Алтая
  А весной с Севера к нам прилетают пуночки...
  Зимняя рапсодия
  Тетерева на березах
  Собутыльник... медведь!...
  Ода охотничьей избушке
  Остров Пим. Междуречье...
  Юганские осенины
  Про одинокого мышкующего лиса...
  Ода русской березе
  Обские... синеглазки
  Мои друзья — сороки!
  Шаги таежной весны
  Учимся у Пескова!
  О Красоте в Природе!
  Художница-зима
  Березовые «свечи»
  «Снеговая»... ондатра
  Волчье логово
  Вернутся ли орланы?
  Наши соседи - чайки и крачки...
  Утро над зимовьем
  На клюквенных плантациях...
  Черный ворон — птица вещая!
  Тропой охотника
  И снова белые ночи над Обью!...
  Серебряный иней
  На окуньков...
  Красиво Среднее Приобье!
  Муравейники — большие и маленькие!
  Гора Лубная: «сюрпризы» и находки!
  Все лето — за молодыми красноголовиками!
  Цветущие протоки
  Калужница — над водой!
  Грибная... сюита
  И трясогузка, и дрозд...
  Дрозденок...
  Осень, рыжая кобыла, машет гривой!
  Таинственные жители Земли!
  Рыбак рыбака видит издалека! А рыбу?
  Цветущие тальники
  Птичьи свадьбы
  Весенние ручьи
  Мои встречи с ... косолапым!
  Дикие — в городе и вокруг!
  В пору летнего разнотравья...
  Они — наши братья! Но... меньшие!
  Рисуя мир фотообъективом...
  Фантазии зимы
  Следы и норки
  О тех, кто летает...
  Они тоже — живые!...
  Мои встречи с птицами
  Сорока — воровка у ... балкона
  И белки, и лисы — в пригородных лесах!
  Про лису Патрикеевну!
  Когда и кулику протока по колено!
  Лемпинский Дерсу Узала!
  Прощальная песнь журавлей...
  Весна воды на острове Пим!
  «Тальниковые сады» обской поймы!
  Из моего походного дневника
  Из жизни трутовиков
  Мой «грибной огород»!
  Орхидеи — цветы июля!
  На сорах...
  Комариный... полюс!
  Опята в августе
  Тропами золотой осени
  Про зайца... грибника!
  Купола в тумане!
  Вороны... вахтовики!
  Зимние радуги... к радости!?
  Диво на ... сухарине!
  Луговой... доктор!
  Незабываемы встречи с ... гадюкой!
  Живые... огоньки!
  Живи, обская жаба!...
  «Солнышки»... на пригорках!
  Через пойму — к Оби!
  Юганские «чик-чирики» и «чир-р-ры»!
  Любовь моя, вероника!
Часть вторая: "Экологическая публицистика"
  В центре гигантской природной чаши
  Экологический калейдоскоп
  Такие разные лики Оби!
  По Сырому Агану...
  Дерево, помоги исцелиться!
  Сохраним Приполярье!...
  Сохраним... жемчужину Среднего Приобья!
  Зеленые... аборигены
  Избиение... русских лесов!
  От мезолита — до наших дней!
  Деревья — целители...
  Медоносы Севера
  Былинная пойма Оби
  «Выращивать»... клюкву, грибы?
  Выдающиеся растения планеты
  Любознательным...
  О животных в беде!
  «Шутка» Эволюции — тигролев!?
  Сказ про холестерин-убийцу и сою-спасительницу!
  Струятся в человеке «реки жизни»! (экология и наше здоровье)
  У горных истоков священной Оби!
  Эта коварная менингиома... (заметки нейрохирургического больного)
  Нефтеюганские... «Клондайки»!
  В районе их всего... ! Ханты, манси, ненцы...
  От юрт Каркатеевых — до наших дней!
  Они могли бы жить... как шейхи!
  Пришедшие из глубины веков!
  ...И за болотного кулика замолвите слово!
  К экологически чистым автомобилям!
  Что у вас под капотом?
  Повелевая могучей нефтяной рекой!
  Среди вод и болот...
  Ода северному болоту!
  Когда начинается лето?
  «Ай-Ас» — качество и низкая цена!
  Нет... ООПТ в районе!
  Почему охотник-любитель платит за путевку втридорога?
  «Курорты» Лавренчуков!
  Горизонты жизни Евгения Опалева
  Даешь «Урал Промышленный — Урал Полярный»!?
  Со-управление... природными ресурсами на Ямале!
  Картинки с выставки
  Для чего Уралу и России нужен Шемур?
  У нас еще слишком «много природы»!?
  «Нефтяной крематорий» ... для осетра!
  Обь. Солка. В ожидании муксуна...
  «Атомные котлы» АЭС станут надежнее!
  Грозят ли нам «новые Чернобыли»?
  Мудрость Дома Земля
Часть третья: "Александр Меркер и его поросль"
  Жизнь, отданная Природе!...
  Александр Федрович Меркер
  Экологическое краеведение и его значение в формировании личности школьника
  Научное общество школьников "Юный эколог"
  Деревни Северного Урала
  Деревенская банька
  Печаль моя...
  Природа и здоровье
  Походные встречи
  Пора сенокосная
  День в тайге
  Экспедиционный день
  Разор... Северному Уралу!
  Послесловие В.П. Назарова

 




Скачать наши приложения из магазина RuStore Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes


Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* *