Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
... В конце 2004 года завершится десятилетие
коренных народов мира, объявленное Организацией
Объединенных Наций в 1994 году. Как же отмечают эту
знаменательную дату наши городские ханты?...
Увы, даже от вполне образованных и
респектабельных граждан Нефтеюганска мне
доводилось слышать, что, мол, в городе никаких
хантов и в помине нет (???), что все они проживают на
стойбищах! Однако, по официальным данным, в нашем
Нефтеюганске их даже больше, чем в
«национальном» Нефтеюганском районе: здесь, в
городе, проживает 412 человек из числа коренных
малочисленных народов Севера!
— Среди них много заслуженных, уважаемых людей!
— говорит старший специалист по работе с
коренными народами Севера городской
администрации Е.В. Хорова. — Все знают
заслуженного учителя города Ольгу Ефимовну
Скакунову, проработавшую в начальных классах
средней школы №1 много лет...
Родились в юртах Усть-Балыкских и проработали
всю жизнь в Нефтеюганске Екатерина Устиновна
Сайтуллина и Галина Александровна Халимуллина.
Фамилии у них взяты по мужьям-татарам, но обе
женщины самой что ни на есть хантыйской
национальности!... И обе — «Ветераны труда
ХМАО»!...
Сама Елена Выктымовна родилась в чуме одного из
стойбищ Сургутского района, окончила
Ханты-Мансийское медицинское училище, работала
сначала в комитете народов Севера Нефтеюганской
районной администрации, потом перешла в
городскую...
Ольга Ефимовна родом из Березовского района. И
каждое лето самолетом (хотя и пенсионерка)
добирается в далекий Ванзеват — за духовной и
физической пищей! Там осталась могила ее матери,
которую она посещает в первую очередь. Кстати,
родители О.Е. Скакуновой были и оленеводами, и
охотниками, и рыбаками! В детстве Ольга Ефимовна
сама управляла оленьей упряжкой! Училась в
Полноватском интернате...
Про народную мастерицу-ханты из Нефтеюганска
Анастасию Михайловну Лозямову многие читатели
нашей газеты тоже немало слышали; несмотря на
преклонные годы, она и поныне вся в делах, шьет
красивые изделия и для своей семьи, и на продажу!
Врач-терапевт городской центральной больницы
В.Е. Дымшакова из очень интеллигентной
хантыйской семьи, многое делает для сохранения
здоровья сородичей. Дочь Веры Евгеньевны и Ивана
Николаевича учится в Московском институте
международных отношений на третьем курсе...
— Кристина — наша гордость! — подтверждает Е.В.
Хорова. — Учится очень хорошо, имеет много
похвальных грамот, благодарностей от ректората.
А в прошлогодние каникулы она даже работала в НК
ЮКОС в Москве!...
Председатель Нефтеюганского филиала
ассоциации «Спасение Югры» Г.М. Чигирева по
национальности ханты, родилась в Ларьяке...
Наверное, можно перечислять еще и еще известных
людей коренной национальности, живущих сейчас в
городе. Многие их дети учатся в различных вузах
страны: Санкт-Петербургском российском
университете народов Севера имени Герцена,
Тюменском нефтегазовом университете, Тюменском
и Сургутском госуниверситетах, в Тюменских
медицинской и сельскохозяйственной академиях, в
Московском социальном университете, в Русском
институте управления; много наших
студентов-ханты и манси и в вузах Томска и других
российских городов.
Фактически наши городские аборигены, их дети
ничем не отличаются по уму, способностям,
трудолюбию от русских, татар, украинцев,
представителей других народностей РФ и СНГ. На
женщинах-ханты, кстати, охотно женятся мужчины
иных национальностей, потому что лучшей жены,
мамы, бабушки вряд ли где сыщешь!
Отступление.
Давно знаю Варвару Васильевну Каюкову, хозяйку
целого стойбища, расположенного в окрестностях
озера Малое Каюково. Родила она и воспитала с
мужем Лазарем Николаевичем (к большому
сожалению, он ушел из жизни в прошлом году)
шестерых детей. Один ребенок, Сергей, — инвалид с
детства, плохо ходит и говорит... Сколько же
материнского терпения, любви и заботы пришлось
приложить ко всем сыновьям и дочерям этой
хрупкой женщине! Но Варвара Васильевна, кроме
повседневного труда по дому, любит заниматься
рукоделием, художественной вышивкой,
изготавливает пояса с украшениями из бисера. И
часть таких красивых поделок она подарила нашему
городскому музею!...
Художественные таланты передаются в
хантыйских семьях от родителей к детям.
— Когда будете писать про ханты, больше
вникайте в их корни, узнавайте об их предках! —
посоветовала О.Е. Скакунова при нашей встрече в
горадминистрации. — Корни эти очень глубокие,
пришли ханты и манси сюда, в Югорский край, не
вчера, не позавчера, а тысячелетия тому назад!... И
накопили бесценный опыт и знания, живя в суровых
природных условиях!...
Да, в Российской Федерации к коренным народам
Севера отнесены ханты, манси, ненцы! Но и еще и
чукчи, эвенки, ительмены и многие другие
малочисленные народности — всего 63 группы! Это
особая общность этносов, проживающих в местах
традиционного расселения. Для большинства из них
таковыми являются более ста районов Севера,
входящих в состав 28 субъектов Федерации (на
пространствах от Кольского полуострова до
Чукотки).
Этим народам присущи своеобразие языка,
культуры, хозяйственной деятельности и образа
жизни в целом, несущие отпечаток природных
условий и исторического пути развития. Особо
выделяется группа финно-угорских народов, к
которым и относятся ханты и манси.(В Интернете
для них существует большой информационный
портал, где ежемесячно представляется все
интересное в жизни финно-угров!).
Во Всемирной сети можно найти сегодня и
новейшие археологические данные о расселении
коренных народов. Территория Нефтеюганского
района была заселена ими с самых древнейших
времен! Наиболее ранние памятники относятся к
эпохе неолита (новейший век) — 5-4 тысячи лет до
нашей эры!...
По преданиям салымских хантов, до них на этой
территории жил народ «арх-ях» (песенные люди). С
ними связывают древние городища и могильники,
например, городище ар-ях-вош у юрт Кинтусовых
(поселок Салым).
Из трех обитающих в нашем районе групп хантов —
балыкская, кстати, практически неизвестная! По
одним сведениям, заселение бассейна Балыка
произошло с Большого Югана в конце
восемнадцатого, начале девятнадцатого веков. По
другим — с Иртыша во время похода Ермака. В
начале ХХ века по реке Балык и прилегающему к ней
району было зарегистрировано 12 юрт-поселений. По
хозяйству и образу жизни балыкские ханты были
близки салымским.
Существует предание о местном князе Танга. Он
жил в городке на реке Большой Балык (в настоящее
время остатки этого городка найдены на окраине
города Пыть-Ях). Потом Танга перебрался в низовья
Большого Югана, подчинил сургутских и ваховских
хантов. И был убит то ли пимскими хантами, то ли
русскими, которым оказал сопротивление...
В настоящее время жилых поселений на Большом и
Малом Балыке нет. Потомки балыкских хантов
переселились в города и поселки Нефтеюганского
района...
Корни, корни наши!...
Немало я потратил времени, чтобы разузнать в
Интернете и у старожилов про историю нашего края,
историю юрт Усть-Балыкских, откуда по сути и
вышел нынешний Нефтеюганск.
Поблизости от Усть-Балыка были и другие юрты —
Сарантеевы, Тырлины, Очимкины, Каркатеевы и т.д.
Там тоже жили представители коренных народов!...
— Я сама родом из поселка Усть-Балык, —
рассказывает Екатерина Устимовна Сайтуллина. —
До войны там были и школа, и детсад, и больница на
40 коек, и участок связи! Где теперь автодорожный
мост через Юганскую Обь, располагался большой
рыбоучасток! Рыбы ловили очень много... Мы, дети,
помогали родителям в этом... За один заброс невода
до трех тонн язя, щуки, плотвы вытаскивали...
Местность сейчас значительно техногенно
преобразована, а тогда здесь было большое рыбное
озеро, не загажены еще были обильные рыбой
Большой и Малый Балык! В районе нынешних Пыть-Яха
и Мамонтово велся очень интенсивный соровой лов
рыбы!...
Сказанное подтверждает и Галина Александровна
Халимуллина, тоже родившаяся в юртах
Усть-Балыкских и всю жизнь проработавшая потом в
Нефтеюганске медиком. А Е.У. Сайтуллина ушла на
пенсию с должности инженера по нефтяному
оборудованию Островной БПТО и КО, т.е. она ветеран
ОАО Юганскнефтегаза!... Но внимания там ей почти
не оказывается!...
Значит, корни-то есть, но мы сами не хотим про
них знать! И поэтому придется снова просветить
читателей!...
Из истории нашего края.
Ближайшие к Нефтеюганску поселки Каркатеевы,
Чеускино существовали сотни лет назад как
хантыйские юрты. В 1782 году в перечне населения
ханты Юганско-Подгорской волости Сургутского
уезда была записана фамилия Каркатеевы. Через
несколько десятилетий в юртах Каркатеевых
числилось уже пять самостоятельных хозяйств, где
жили 36 человек. В 1904 году существовало уже два
населенных пункта с одинаковым названием — юрты
Каркатеевы: одни на Горной протоке, другие на
Юганской Оби.
После революции юрты Каркатеевы относились то
к Тундринскому, то к Усть-Балыкскому сельскому
совету. Рядом находились Репеганские и
Вынгинские юрты... Старый Каркатеевы (юрты)
располагался недалеко от сегодняшнего
Пойковского. В 1947 году там был образован
леспромхоз, и лесозаготовители вырубили
прекрасный кедровый бор, чтобы построить свой
поселок на берегу протоки Горная. Позднее от
леспромхоза отделился сплав-участок, который и
сплавлял заготовленный зимою лес по протоке
Горной, затем через Ханты-Мансийск до Салехарда.
Что интересно: деревья валили с помощью
обыкновенных пил и лучков, вывозили бревна на
вагонетках по лежневке; рельсы и шпалы
узкоколейки были сделаны из... дерева!
Сразу же после войны, в 1948 году, в национальном
поселке Лемпино действовала изба-читальня,
которую возглавлял избач Сипайлов. В 1954 году в
поселок Чеускино была переведена библиотека из
юрт Усть-Балыкских (ввиду неперспективности что
ли последних?), и сохранилось имя первого
библиотекаря Марии Михайловны Протопоповой.
В 1961 году близ Усть-Балыкских юрт высадился
отряд геологоразведчиков, возглавляемый М.И.
Ветровым, при нем была бригада плотников К.А.
Иванченко. Новый поселок назвали
Партсъездовский, в честь ХХ съезда КПСС! И уже 5
октября 1961 года над Усть-Балыком поднялся первый
нефтяной фонтан. О богатейших запасах
Усть-Балыка заговорили по всей стране!...
Что же имеют сегодня от нефтяных богатств
городские ханты? Фактически — ничего!...
В соседнем Сургуте две тысячи коренных жителей
пользуются всеми льготами, в том числе имеют
бесплатный проезд в городском транспорте,
полностью освобождены от уплаты за коммунальные
услуги и т.д. Детишки сургутских ханты и манси в
детских садах содержатся бесплатно!...
— В Нефтеюганске ничего этого нет! — говорит
Е.В. Хорова. — Из городского бюджета мы не
получаем ни копейки, в ОАО Юганскнефтегаз в ответ
на наши просьбы отмахиваются, как от докучливых
мух! Особенно плохо пенсионерам из числа
малочисленных народов, которые почти что
нищенствуют, вынуждены элементарно выживать!...
Некоторые за квартиру платят почти половину
своей пенсии, а еще электроэнергия, телефон!...
Особенно тяжело стало с начала нынешнего года,
когда цены на все резко подскочили!... Кто может,
подрабатывает за гроши!...
Еще из истории нашего края.
При царе-батюшке, выходит, часть коренных
народов жила все-таки лучше?!!
Территория Нефтеюганского района до 1980 года
относилась к Сургутскому району Тюменской
области. (До 1942 года Сургутский район относился к
Омской области).
А сам Сургутский уезд был образован в 1625 году, и
нынешняя территория Нефтеюганского района
входила в Салымскую и Балытскую волости
названного уезда. С 1670 года часть Салымской
волости отошла к Тарханской и Темлячевской
волостям Тобольского уезда.
Итак, по схеме инородческих волостей конца
восемнадцатого века в современный Нефтеюганский
район входили: части Тарханской волости,
Темлячевская волость Тобольского уезда,
Балытская часть Больше-Юганской и
Подгорно-Юганской волостей Сургутского уезда.
Традиционно же территорию нынешнего
Нефтеюганского района заселяли три группы
хантов: салымские, балыкские и больше-юганские,
каждая из которых имела отличительные черты. В
настоящее время, как я уже говорил, большинство
из них живут в городах и поселках, лишь
незначительная часть обитает в стойбищах-юртах.
Археологи так и не знают, например, откуда
пришли к нам и в район современного Сургута
первые люди? На древних картах эти огромные
пространства значатся под названиями: Биармия,
Сиберия, Тартария, Югория. Нескончаемые
территории к востоку от Урала не были пустыней;
здесь обитали, кроме аборигенов, многочисленные
песцы, белки, соболя, бобры, выдры, горностаи,
лисицы и т.д. Одних только лис тогда различали
нескольких видов: красная, красночеревая,
белочеревая, сиводушная, чернобурка! И спрос на
дорогие меха на Руси никогда не иссякал...
Предположительно, что слово «Сургут» состоит
из двух древнеюгорских «сор» и «кут», которые
дошли до нас в измененном виде. Слово «сор»
переводится как «заливная пойма реки», слово
«кут» на сургутском наречии означает «рыба».
Следовательно, одним лишь словом «суркут»
(позднее для удобства произношения оно
преобразовалось в «сургут») был запечатлен весь
образ жизни народа: ежегодные весенние кочевья
племен с таежных речек и из охотничьих угодий в
пойму Оби для ловли соровой рыбы. Наверняка эти
ловом на Оби занимались и юганские ханты,
поскольку выход на магистраль был из ее притоков
Большого и Малого Салыма, Большого и Малого
Балыка! Кстати, обилие рыбы долгое время
определяло особенность Сургута. В его
окрестностях пойма Оби представляет собой
гигантское пастбище рыбы, сложившееся за сотни
тысяч лет!...
В 1594 году там, где суждено было возникнуть
городу Сургуту, простирались владения остяцкого
князя Бардака. «Столица» княжества, Бардаково
городище, находилась в 30 верстах от Сургута, в
месте впадения в Обь Тром-Агана. Инородческий
князь сдался русским «годовальщикам» — ратным
людям, литве и казакам — только под угрозой...
пушки! Однако для покорения всей Пегой Орды сил
еще не хватало, только к 1601 году сургутский
гарнизон насчитывал 280 человек!
Судьба всех остяцких князей была предрешена!...
Все это надо знать!...
Ведь и нынче мы (народы — старшие братья!) ведем
себя по отношению к коренным жителям края как...
покорители!...
Сужу опять же по нашим городским хантам,
которые без открытия нефти и газа могли бы жить,
наверное, намного лучше. Во всяком случае,
вдоволь питаться своей традиционной пищей —
дешевой рыбой: и сырой, и соленой, и копченой, и
сушеной, и вареной!... Добывая ее не на прилавке
магазина, а ближайшем не отравленном нефтью
водоеме!... (Прошлым летом и осенью десятки
молодых и пожилых юганцев налавливали на удочки
в Юганской Оби по ведерку щурогаев, подъязков,
чебаков. Но что это для большой многодетной
хантыйской семьи?).
Обида моих собеседниц понятна: согнали местных
хантов с традиционных мест обитания, заперли в
каменных коробках многоэтажных домов почти без
средств к существованию. И даже детям-студентам
далеко не вовремя выплачивают стипендии, деньги
за учебу, из-за чего те оказываются на грани
исключения из вуза.
Даже в округе, сдается, забыли про
нефтеюганских городских хантов, предлагая самим
им изыскивать доходы! Но в наше безжалостное
капиталистическое время умелые руки,
тысячелетние опыт и знания последних оказались
почти что не нужны! Ведь из них не выкачаешь
доллары!... Разрушается и духовная составляющая
нефтеюганских аборигенов, разобщенных,
оставшихся без всякого попечения местного
комитета по культуре, СМИ, спонсоров. Даже на
сайте городской администрации я не обнаружил
странички, посвященной нашим хантам-старожилам!
Ни одного коренного жителя-старожила
Нефтеюганска нет в списке почетных граждан
города. О льготах они только мечтают, завидуя
сородичам из Сургута, Нижневартовска и даже
Пыть-Яха, где проживает всего сорок городских
хантов, но для них создан свой
историко-культурный национальный центр, где мэр
присутствует на всех мероприятиях, посвященных
Десятилетию коренных народов мира!
У нас же и собраться бедным аборигенам негде!
Никого из них никогда не пригласили в местную
студию телевидения, радиовещания, не попросили
поделиться воспоминаниями о прошедшей нелегкой
жизни на страницах местных газет! С ними не разу
не встретились по приезде в Нефтеюганск
представители Ассоциации малочисленных народов
Севера, депутаты окружной Думы Айпин, Гоголева и
другие.
Похоже, там образовалась прослойка «новых
хантов», по аналогии с «новыми русскими»!
Но обо всем этом, об экономических, культурных и
духовных проблемах аборигенов города, я
подробнее поговорю в следующей статье, где слово
будет дано председателю Нефтеюганского филиала
ассоциации «Спасение Югры» Г.М. Чигиревой, члену
координационного совета ассоциации Г.А.
Мумраковой и другим представителям коренных
народов.