Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
Можно бесконечно долго сидеть на берегу реки и
молча наслаждаться окружающим ландшафтом.
Ничего тебя не беспокоит, а мысли лениво
переходят с одной темы на другую.
Свежий воздух таёжного леса, пряный запах
свежескошенной травы и душистого сена,
созерцание тихих речных плёсов, бурлящих
перекатов, отвесных скал, на которых приютились
тимьян, золотистые монетки солнцецвета, астра
альпийская, белоснежная гвоздика иглолистная,
синь с кучевыми облаками дневного и звёздного с
долькой луны ночного неба, золотистые лучи
закатного солнца, ночной костёр у реки,
многообразие красок цветов, яркие порхающие
бабочки, юркие ящерицы, завораживающий шелест
листвы, тихий лепет лесного ручья, стрекот
кузнечиков в траве, волшебство уральской ночи,
убаюкивающий шум дождя, моросящего по скатам
палатки, — всё это успокаивающе действует на
нервную и другие системы человека, оздоровляет
их.
В доказательство правоты этих слов, хочу
поведать вот такую историю.
Была у меня ученица, замечательно занималась по
всем предметам, общительная, мягкая и добрая
характером. Но жизнь её омрачалась страшным
недугом: мучили её частые головные боли, и слабое
сердце часто сбивалось с нормального ритма. По
этим причинам она довольно много дней в учебном
году не посещала школу.
Увлечённо занимаясь птицами Северного Урала,
она после окончания восьмого класса попросилась
со мной в экспедицию. Зная о слабом здоровье моей
ученицы, я о её желании принять участие в
экспедиции, поговорил с её родителями. Родители
были не против, но, естественно, опасались за
здоровье дочери: ведь жить десять дней нужно
будет в палатке, вне комфортных условий
городской квартиры, вдали от населённых пунктов
и без телефонной связи, с помощью которой можно
было бы в случае необходимости вызвать скорую
помощь.
Школьный врач, к которой мы обратились за
консультацией, только посочувствовала ученице,
её родителям и мне (уж я очень хотел дать своей
ученице возможность понаблюдать за птицами в
природе).
После долгих раздумий я нашёл компромиссный
вариант. Во-первых, базовую стоянку
экспедиционного лагеря решено было переместить
на несколько километров и устроить лагерь
неподалеку от загородного лагеря отдыха
школьников, где всегда есть медицинский работник
и где можно получить помощь.
Во-вторых, условились, что отец ученицы дней
через пять посетит нас (до лагеря школьников есть
автодорога, потом пешком до нашей стоянки) и, в
случае необходимости, заберёт её домой. На этом
варианте и остановились.
Как и было запланировано, на пятый день приехал
папа ученицы и был приятно удивлён, встретив свою
дочь весёлой и взахлёб рассказывающей ему о
своих наблюдениях и прелестях походной жизни, о
том, что ничего её не беспокоит, сердце и голова
не болят. На робкий намёк отца о желании взять её
домой, она ответила решительный отказом.
Товарищи по экспедиции тоже подтвердили, что всё
в порядке. Пробыв в нашем лагере несколько часов,
ознакомившись с бытом лагеря, и окончательно
убедившись в хорошем состоянии здоровья своей
дочери, отец уехал домой.
Девушка доработала до конца экспедиции, ни разу
не почувствовав недомогания, радостной и
счастливой вернулась домой.
Был ли риск с моей стороны, когда я окончательно
решил удовлетворить просьбу больной, но
любознательной ученицы и взять её в экспедицию?
Несомненно. Не пренебрегал ли я здоровьем
школьницы, не легкомысленно ли я поступил, взяв и
окунув её в довольно-таки суровые условия
экспедиционной жизни? Нисколько. Подспудно,
шестым чувством, я верил в удачный для девушки
исход её пребывания в таёжных условиях, рядом с
рекой, берега которой вздыблены отвесными
скалами, среди дружного коллектива, где царил тот
душевный микроклимат, который делает общение
друг с другом особенно приятным. И возможность
заниматься любимым делом в естественных
условиях, в естественной лаборатории природы, а
не в четырёх стенах школьного кабинета, это моё
шестое чувство было основано на практике моих
многолетних походов и экспедиций со школьниками.
Ни один из них не вернулся домой больным. И уж на
худой конец, на самый крайний случай: лагерный
врач, которую я поставил в известность, была
неподалеку.
Я не решаюсь переоценить значение 10-дневного
пребывания школьницы на лоне Каквинской природы
на улучшение её здоровья, но факт остаётся
фактом: после этого лета она больше не пропускала
школьные уроки по болезни, одной из лучших
окончила школу, поступила на биофак Уральского
Госуниверситета и была принята сотрудником в
Институт экологии растений и животных
Уральского Научного Центра в Свердловске
(Екатеринбург).